ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Интеллектуальный капитал — стратегическое развитие
Интеллектуальный капитал — стратегическое развитие


Потребность в высококвалифицированных и инициативных работниках на предприятиях ведёт к естественной интеграции вуза и работодателей, что позволяет последним действенно участвовать в формировании и оснащении программы обучения, закладывать в условия специализации свои технологические «платформы», помогает активно знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики и участия в проектах самого предприятия.

Взаимодействие вузов и работодателей — это масштабная задача, требующая системного подхода и включающая в последние годы появление новых правовых и организационных норм. Одним из наиболее успешных примеров такого взаимодействия может служить совместная работа ОАО «Корпорация НПО «РИФ» и опорного технического университета по подготовке кадров. Правда, инициатива в этой работе в большей степени принадлежала и принадлежит промышленному предприятию. Осмысление опыта и вычленение наиболее удачных форм сотрудничества, а также проблемы, с которыми пока не удалось справиться, послужили темой нашей беседы с заместителем генерального директора по работе с персоналом и социальным вопросам Корпорации «РИФ» Галиной Коваленко.

— Инновационная модель развития экономики предполагает системное внедрение достижений науки в промышленность, а это могут делать только квалифицированные кадры, — рассказывает Галина Борисовна. — Наибольшую остроту отсутствия молодых знающих специалистов мы почувствовали после того, как предприятие постепенно стало возрождаться в начале двухтысячных.

В те времена, да и в большей степени сейчас, практически все предприятия не могли рассчитывать на то, что полученное в вузе образование позволит молодому специалисту немедленно включиться в производственный процесс. Выпускник вуза до сих пор воспринимается работодателями лишь как исходный материал для подготовки полноценного специалиста.

— В условиях острейшего дефицита кадров необходимо было действовать, — поясняет Галина Коваленко. — Мы понимали, что без вузов нам не обойтись, и отношения с ними надо выстраивать не на один год. Апробировались разные формы, но наиболее приемлемым нам показалось создание научно­образовательного центра, в рамках которого мы стали взаимодействовать с различными кафедрами тогда еще технического университета. Совместно с вузом были разработаны положение о центре и механизм взаимных действий.

Надо отметить, что корректировка совместных действий идет постоянно. Только в прошлом году и на базе «РИФа», и в стенах опорного университета неоднократно проводились совещания, где обсуждались острейшие вопросы. Например, слабый уровень специальных знаний выпускников, которые оторваны от реалий современного бизнеса и производства, а также узкий профессиональный кругозор молодых специалистов, связанный с разорванностью получаемых в вузе знаний по, казалось бы, единым технологическим процессам. В обсуждении участвовали все заинтересованные кафедры и специалисты завода. Постепенно вырабатывалось понимание, каким должен быть инженер ближайшего будущего. Об этом неоднократно говорил руководитель Корпорации «РИФ» Александр Иванов. Также в настоящее время ведутся поиски путей по укреплению материально­технической базы. Сейчас, в отличие от советских времен, первыми осваивают новейшие технологии производства не профильные вузы, а предприятия. Это раньше молодой специалист, приходя на завод, говорил, что здесь надо использовать более прогрессивное оборудование или технологию. Сегодня он больше удивляется и не знает, как подступиться к той или иной технике, потому что никогда до этого её не только не видел, но и зачастую не слышал о ней.

— Мы сегодня готовы вкладывать средства в оснащение лабораторий опорного университета, — поясняет Галина Борисовна. — И делаем это. Так мы полностью оборудовали лабораторию для занятий кафедры электротехники на базе нашего предприятия. Бесценный вклад в организацию учебных и практических занятий по этой дисциплине внёс профессор кафедры Георгий Анатольевич Пархоменко совместно с руководителем отдела Шапошниковым Павлом Сергеевичем. Во многом результаты данной работы зависят в первую очередь от руководителей кафедр вуза, их понимания проблем подготовки специалистов завтрашнего дня. Но не каждый руководитель участвует в этом процессе.

Отмечу, что мы пытаемся вклиниться в образовательные программы, чтобы приблизить студента 3 курса непосредственно к рабочему месту. У нас есть определённые положительные сдвиги. Так, начиная с 2014 года, на нашем предприятии проходили преддипломную практику более 90 студентов и писали дипломные работы восемнадцать человек. Многие из них остались у нас работать. А за два последних года к нам пришли работать 56 молодых специалистов и студентов вуза. Мы хорошо понимаем, что полученные в вузе знания рассматриваются нами как отправная точка для дальнейшего обучения молодого специалиста. Все более важным фактором при оценке потенциального сотрудника становится его способность и желание адаптироваться, учиться, профессионально развиваться. Причем у нас разработана программа поддержки молодых специалистов. К каждому из них прикрепляется наставник, который помогает юноше или девушке правильно войти в специальность, лучше освоиться на производстве, раскрыть свои возможности.

Сегодня помимо общих и специальных знаний производственный процесс требует от молодых специалистов еще и определенных профессиональных навыков: умения пользоваться компьютером и знания специального программного обеспечения, владения иностранными языками, знания экономики, способности работать в коллективе и эффективно представлять себя и результаты своего труда. Пока такими навыками владеют единицы, да и научились они этому по собственной инициативе: в вузах внимания подобным вопросам уделяют либо слишком мало, либо не обучают вообще.

— Хочу отметить, что сегодня мы можем влиять на состав образовательной программы, заказывать эксклюзивных специалистов и активно это делаем, — продолжает Галина Борисовна. — Но все изменения происходят медленнее, чем нам бы хотелось. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что приход нового ректора Сергея Колодяжного дал серьёзный импульс ускорению и многовекторности нашему взаимодействию.

Здесь необходимо напомнить, что любое предприятие может быть не только потребителем выпускников, но и заказчиком научно­исследовательских работ, поставщиком докторантов, аспирантов и соискателей, слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, специалистов для получения второго образования и пр.

— Предприятие и высшее учебное заведение являются двумя сторонами образовательного процесса, — сказала, подытоживая, Галина Борисовна. — Вуз — производитель, а предприятие — потребитель специалистов. Поэтому именно от эффективности обратной связи между ними зависит степень соответствия качества подготовки специалистов. Взаимодействие позволит выявить перспективные направления деятельности и создать интеллектуальный капитал, способный разработать, а затем и реализовать стратегическое направление развития нашего предприятия.

Анна Карась •