ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Воронежский тепловозоремонтный завод в свои 155 молод и амбициозен
Воронежский тепловозоремонтный завод в свои 155 молод и амбициозен

Воронежскому тепловозоремонтному заводу (ВТРЗ, входит в АО «Желдорреммаш») 28 июля исполняется 155 лет. Таких предприятий в нашей стране – единицы. За свою долгую и насыщенную жизнь ВТРЗ стал свидетелем многих знаковых событий регионального и государственного масштаба. Он относится к числу отечественных производств, которым удалось пережить потрясения политических и экономических изменений. И не только пережить, но выстоять, встроиться в новые условия и остаться одним из лидеров промышленности.

Сегодня завод готовится отмечать круглую дату. Он приосанился и принарядился, вспомнил свою богатую и насыщенную героическими событиями историю, подвел итоги, оценил перспективы на будущее и, несмотря на почтенный возраст, понял, что молод и полон сил для новых трудовых свершений и побед. С приходом осенью 2022 года нового руководителя Виталия Шинкаренко предприятие получило динамичное развитие. Это мы заметили с первых шагов после заводской проходной, увидев разительные перемены и в производственной, и социальной сферах. Перед командой стояли серьезные производственные задачи. Необходимо было удовлетворить возросшие на 45% потребности «РЖД» в локомотивах ТЭП70БС и ТЭП70У, а также увеличившиеся в 2,8 раза потребности в модернизированных до двухпроводной схемы энергоснабжения локомотивов серии ТЭП70БС.

- И это при острейшем дефиците кадров, - рассказывает директор ВТРЗ Виталий Николаевич Шинкаренко. – Нам удалось справиться с поставленными задачами. Мы нормально, даже хорошо, сработали в четвертом квартале прошлого года и в первом 2023. Но объемы производства, к нашему удовольствию, растут. Если раньше мы делали 5-6 секций в месяц, то теперь предстоит – 8. А потому перед нами новые вызовы. Токари, фрезеровщики, слесари подвижного состава - самые востребованные на предприятии специальности, которых по-прежнему не хватает, в Воронеже, в частности. Мы улучшаем условия труда и повышаем заработную плату, уделяем большое внимание персоналу и готовы к диалогу с новыми специалистами. Ведем активную работу по подбору кадров через центры занятости, через рекламу и учебные заведения.

После введенных санкций появились дополнительные трудности: разрушены логистические цепочки и поставки комплектующих.
- Мы давно работаем над импортозамещением. И во многом сложившаяся ситуация не застала нас врасплох, - включается в разговор заместитель генерального директора по технологиям Николай Николаевич Маврин. – У нас комплектующих более полутора тысяч позиций. Сейчас нам удалось существенно снизить зависимость от иностранных производителей. Сегодня более 90 % деталей – это отечественные аналоги. Сложность в переходе на российские аналоги – это необходимость переподготовки персонала и согласование с различными надзорными органами. Дело в том, что мы – ведущее предприятие страны, где ремонтируются тепловозы для пассажирского подвижного состава. Любое изменение в конструкцию требует согласования, но так как речь идет о безопасности пассажиров, данная процедура усложняется многократно. А это дополнительные издержки трудовых и материальных ресурсов, что отражается на продолжительности ремонта.

Но завод не стоит на месте, не сетует на трудности, а поступательно движется вперед, системно справляясь с возникающими проблемами, растит свои молодые кадры, активно использует мудрость и опыт ветеранов.

- Важно, что сегодня завод сохраняет коллектив, у него есть заказы на будущее. И будущее выглядит благополучным, - подчеркнул руководитель департамента промышленности и транспорта Воронежской области Александр Десятириков. – У нынешнего руководства предприятия активная позиция. Директор Виталий Николаевич Шинкаренко построил карьеру на производстве в других городах присутствия АО «Желдорреммаш» и хорошо знает нюансы отрасли. Чувствуется рука настоящего производственника. ВТРЗ сотрудничает со всеми заинтересованными организациями и властью всех уровней. Завод важен и для ОАО «РЖД». В настоящее время идет работа над планом его развития, уже намечены точки роста. В столь знаменательный момент – 155-летия предприятия – хочется, чтобы и следующий полуторавековой период был для ВТРЗ благополучным, он процветал, и его новые сотрудники с честью продолжали традиции, заложенные прошлыми поколениями тепловозоремонтников.
Работа на перспективу ведется уже сегодня. Помимо выполнения текущего планового задания, на предприятии осваивают и новые направления.

- Мы уже освоили новый тип стартер-генератора, который ставится на современные серии локомотивов, - подчеркнул Виталий Николаевич. - Сейчас в планах освоение турбокомпрессора, нового тягового агрегата. Это очень серьезный объем работ. Ранее на освоение одного нового агрегата отводился один год. Сейчас планируем ежегодное освоение двух-трех позиций. На 2023 год запланирован ремонт 77 секций тепловозов — 34 секций среднего ремонта и 43 секций капитального ремонта. Интенсивность и ответственность поставленных задач вновь, повторюсь, упирается в профессиональные кадры.

- Для комфортного труда помимо интересной и технологичной работы, мы уделяем особое внимание созданию микроклимата в коллективе, - рассказал заместитель генерального директора по управлению персоналом Роман Сергеевич Ладесов. - У предприятия ряд социальных обязательств, которые в полном объеме выполняются. Также мы организуем досуг заводчан, создаем условия для занятия спортом и отдыха. На заводе есть свой спортивный зал, в скором времени будет реконструировано футбольное поле. Уделяем большое внимание развитию сотрудников. В 2023 году запланировано повышение квалификации и развитие 203 работников, из них 72 человека уже прошли необходимую подготовку. Для повышения мастерства персонала в несколько этапов проходит конкурс профессионального мастерства среди заводчан по пяти номинациям. Планируем сделать его традиционным. У нас работает Молодежный совет, в котором принимает активное участие, например, Дмитрий Гетманов – инициативный и целеустремленный молодой человек, обладающий лидерскими качествами.

Дмитрий Гетманов пришел на завод сразу после окончания технического вуза обычным слесарем. Через полгода стал мастером. Способного молодого сотрудника заметили, и через четыре года он уже возглавлял цех, а сейчас работает заместителем начальника производственно-диспетчерского отдела. Вообще на предприятии немало примеров успешной карьеры молодых сотрудников.

- Я старался, да и делаю это до сих пор, не просто отбывать положенное рабочее время, а вникать во все производственные процессы, - рассказал Дмитрий Гетманов. - Мне это интересно и важно. Давно пришел к выводу, что мелочей в работе нет. Иногда пустяк при определенных обстоятельствах может сыграть ключевую роль и определить исход дела. Я люблю свой завод. У нас замечательный коллектив, где каждый может найти себя, было бы желание. Надеюсь, что престиж рабочих профессий будет повсеместно поднят на должную высоту. И молодежь хлынет на производство и на собственном опыте поймет, как это интересно создавать что-то своими руками. Впрочем, не что-то, а самолеты, станки или как мы – тепловозы.

Общность целей, ценностей, интересов, передача накопленных знаний и опыта способствуют преемственности поколений сотрудников. Завод продолжает работать на высоком уровне, развивается, ведет реконструкцию, техническое перевооружение и освоение новых видов продукции. И в этом процессе немалую роль играют опытные сотрудники, за плечами которых ни один десяток лет трудового пути, связанного с Воронежским тепловозоремонтным заводом. Среди них слесарь-электрик аппаратного цеха Евгений Анатольевич Шеин, проработавший 56 лет на предприятии. Его связь с любимым заводом прерывалась только для прохождения службы в рядах Вооруженных сил.

- Завод для меня – это моя жизнь, - рассказал Евгений Анатольевич. - За все годы мы ни разу друг друга не подвели. Я честно и добросовестно трудился, он платил мне заботой и вниманием; учил командной работе, я же обогащал его индивидуальным мастерством. В канун празднования 155-летия хочу пожелать заводу процветания, счастливой производственной судьбы. А всем нам, кто считает себя причастным к его деятельности, здоровья, душевных и умственных сил для новых амбициозных свершений.

Ирина ПОЛУЭКТОВА

Справочно
История предприятия начинается в далеком 1868 году, когда после прокладки железнодорожной линии Воронеж – Козлов (ныне Мичуринск) были построены железнодорожные мастерские по ремонту паровозов и вагонов. Первоначально в мастерских работало не более 400 человек, производственная мощность составляла 2-3 паровоза в месяц, и - что немаловажно - ремонт паровозов производился вручную. В 1893 году воронежские мастерские стали главными мастерскими ЮВЖД, на них был возложен капитальный и средний ремонт паровозов всех серий, находящийся в эксплуатации на Юго-Восточной железной дороге. В годы индустриализации мастерские были реконструированы и в 1928 году переименованы в Воронежский паровозоремонтный завод. В 1929 году предприятию присвоено имя Ф. Э. Дзержинского.
В цехах предприятия выполнялся капитальный ремонт самых мощных в то время паровозов страны. Производство быстро росло и развивалось. В годы Великой Отечественной войны здесь выпускались швеллерные балки для знаменитых «Катюш», боеприпасы, в 41-м заводчане построили бронепоезд, и вся его боевая команда была укомплектована работниками предприятия. Новый этап в истории завода начался в 60-е. Тогда на смену паровозам пришли тепловозы. Памятным событием стало награждение завода орденом Трудового Красного Знамени. Из года в год наращивались объемы производства. Даже в кризисные 1990-е годы завод удержался, и производство не пришло в упадок. С 1998 года здесь проводился капитальный ремонт пассажирских тепловозов ТЭП70. Свыше 18 тысяч таких машин прошли через ремонтно-восстановительные цеха и обрели вторую жизнь.

Сегодня завод производит капитальный и средний ремонт тепловозов серии ТЭП70 всех индексов. За последнее десятилетие на предприятии освоен средний и капитальный ремонт самых современных пассажирских тепловозов ТЭП70У и ТЭП70БС, оснащенных микропроцессорными системами управления, грузовых магистральных тепловозов 2ТЭ116в/и. Воронежский ТРЗ занимается ремонтом электрических машин, колесных пар и других узлов тепловозов, обеспечивает потребности железной дороги и промышленного транспорта в запчастях.

Одной из недавних значимых наработок специалистов ВТРЗ стала возможность модернизации локомотивов ТЭП70БС по двухпроводной системе энергоснабжения и системе многих единиц (СМЕ). Эти локомотивы предназначены, прежде всего, для вождения поездов, сформированных из двухэтажных пассажирских вагонов, на неэлектрифицированных участках железных дорог, а также использования в системе многих единиц в качестве тяги. Кроме этого, в 2022 году технологи Воронежского ТРЗ закрыли потребность в изготовлении запасных воздушных резервуаров для тормозов тепловоза ТЭП70. Специалисты завода освоили производство этого узла на предприятии в цехе металлоконструкций и сварки.
В сложных условиях рыночных отношений завод сохранил основное свое богатство – кадровый потенциал, опытных, талантливых и преданных своему делу людей, которыми всегда было сильно предприятие. На сегодняшний день на Воронежском ТРЗ работает более 1200 человек, завод наращивает объемы производства, ведет реконструкцию и техническое перевооружение. В настоящее время завод является филиалом акционерного общества «Желдорреммаш».