ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Синергия воронежских заводов по производству элеваторного оборудования
Синергия воронежских заводов по производству элеваторного оборудования
В мае этого года владелец завода «Воронежсельмаш» Егор Коблик пополнил свои активы еще двумя местными компаниями - расположенными в селе Ендовище ООО «Сельмашсервис» и ООО «ROMAX». Оба предприятия, являясь, по сути, непосредственными конкурентами «Воронежсельмаша», специализируются на производстве сельскохозяйственной техники, комплексов по переработке растительного сырья и оборудования для элеваторов. В эксклюзивном интервью газете «Промышленные вести» господин Коблик рассказал, изменились ли его планы по расширению «Воронежсельмаша» в связи с пандемией, а также поделился планами по продвижению завода «ROMAX».


-    Егор Алексеевич, не так давно были озвучены намерения о дальнейшем развитии производственной площадки завода «Воронежсельмаш» на территории индустриальной зоны «Масловская». В этом году предполагалось начать строительство нового цеха площадью 10 тысяч квадратных метров, что позволило бы вдвое увеличить площади завода. Продолжится ли работа в этом направлении, или усилия будут сосредоточены на новых заводах?

-     Сразу хотелось бы подчеркнуть, что данная сделка никакого отношения к «Воронежсельмашу» не имеет: планы по расширению предприятия остаются в силе. Конечно, пандемия внесла свои корректировки, но я очень надеюсь, что в этом году, как и было запланировано, мы начнем строительство второй очереди завода. К сожалению, в текущей ситуации это больше зависит не от нас, а от того, как дальше будут развиваться события в стране и в мире. Еще раз отмечу, что строительство нового корпуса - это назревшая необходимость, так как «Воронежсельмаш» уже с трудом справляется со всем объемом работ. Существующие мощности сильно загружены, завод работает в три смены. В последние несколько лет «ВСМ» сделал много шагов по переоснащению линейки нового типа оборудования по сушке и очистке зерна, но для того, чтобы иметь возможность разработанные и запущенные нами в серию новые машины выпускать массово, нам, конечно, нужны дополнительные мощности - именно для этого необходима вторая очередь предприятия.

-    Насколько вас устраивает специализация приобретенных предприятий («Сельмашсервис» поставляет силосы, занимается проектированием и строительством зернохранилищ и элеваторов, а «Ромакс» поставляет зерносушильное и зерноочистительное оборудование, транспортеры, комплексы по переработке растительного сырья - редакция). Будет ли она меняться?

-    Специализация новых предприятий устраивает абсолютно. Собственно говоря, именно для этого мы и входили в эту сделку - целенаправленно шли сюда, чтобы расширить зону нашего присутствия в сельскохозяйственном секторе. Заводы «Воронежсельмаш» и «Ромакс» очень похожи между собой, каждый из них делает примерную годовую выручку в 2 миллиарда рублей.  Предприятия выпускают прямо конкурирующую между собой продукцию, которая имеет какие-то отличительные технические характеристики, в той или иной мере подходящие для разных потребительских сегментов. «ВСМ» больше сфокусирован на оборудовании для сушки и чистки зерна, а завод «Ромакс» в большей степени нацелен на хранение и транспортировку зерна, хотя также имеет и всю линейку зерноочистительного и сушильного оборудования. Эти два завода долгое время существовали, что называется, «ноздря в ноздрю». Огромное количество тех, кто сейчас работает на «Ромаксе» - это выходцы с «ВСМ». По большому счету, мы дополняем друг друга очень сильно. Придя сюда, я захотел перенять очень многие процессы с завода «Ромакс» и применить их на «ВСМ». При этом я целенаправленно предоставляю возможность каждому заводу развиваться индивидуально, что очень важно для роста этих предприятий. Это позволяет учитывать в том числе и интересы потребителей, часть из которых выбирает продукцию «Ромакса», а часть - «Воронежсельмаша». Где-то это связано, например, с раскруткой определенного бренда в определенном регионе, где-то - с покрытием дилерской сетью, и так далее. Сейчас мы занимаемся более активным продвижением брендов на рынок.

-    Судя по тому, как кипит работа в цехах, самые сложные времена, связанные с пандемией, остались в прошлом. Как ваши предприятия пережили эти тяжелые месяцы?

-    Наше производство работало, почти не останавливаясь. Была одна, самая первая сложная неделя, когда в марте объявили нерабочие дни. Тогда мы, естественно, были вынуждены остановиться, как и вся страна. Но этот период неопределенности, к счастью, длился недолго: появились разъяснения с исключениями, и ситуация достаточно быстро стала для нас более прозрачной.  Как предприятие полного цикла, обеспечивающее сельхозпроизводство, мы почти сразу же продолжили работу, простояв в общей сложности не больше 5 дней. Ведь все понимают, что можно остановить полстраны, но нельзя остановить тех, кто эту страну кормит. При этом из-за пандемии мы не стали производить меньше продукции, по факту объемы по сравнению с прошлым годом даже выросли примерно на 10 процентов.  Это связано, прежде всего, с достаточно большим наделом внутри предприятия, который мы успели сделать в зиму. Что касается грузопотоков, они вообще не останавливались. Львиная доля наших заказчиков находится в центральной части России, но и со странами СНГ особых проблем не возникло, разве что небольшие задержки на таможне. Поэтому никаких ограничений в реализации наших планов, в том числе экономических, на этот год я не предвижу. Напротив, мы стремимся к развитию и самосовершенствованию. Так, и «Воронежсельмаш», и «Ромакс» вошли в пилотный проект Воронежской области по программе Федерального центра компетенций. Он оказывает услуги по внешнему консультированию: консультанты приезжают на предприятие и работают с сотрудниками как внешние учителя. Начинают разбирать различные ситуации и предлагают способы исправления ошибок, не требующие каких-либо серьезных вложений. Этот проект, с одной стороны, конечно, оголил многие проблемы, а с другой позволил нам, не делая серьезных инвестиционных изменений, получить гораздо лучший результат как раз с точки зрения пропускной способности, в том числе экономических результатов.

-    Егор Алексеевич, развивается ли сейчас Центр аддитивных технологий (ЦАТ), который «Воронежсельмаш» учредил совместно с властями?

-    Да, конечно. Первоначально ЦАТ создавался как центр 3-Д печати, но в последнее время мы достаточно серьезно его переформатировали. Надо признать, что площадки с 3-Д принтерами стали появляться по всей стране. Крупные предприятия приобретают свои собственные принтеры, плюс развиваются новые технологии, а технологии 3-Д печати шагают семимильными шагами. Конкурировать только за то, чтобы что-то печатать - не самый перспективный бизнес. Поэтому за последние два года ЦАТ ушел от работы по печати каких-либо материалов под заказ в значительной степени на портатипирование и моделирование изделий. Сейчас это больше, инжиниринговая лаборатория, которая разрабатывает опытные образцы для всевозможных частных и государственных военных и космических компаний, дающих нам определенные заказы несерийного производства. Сегодня мы наблюдаем такую тенденцию: все больше и больше заказчиков уходят из офф-лайна в онлайн. Им достаточно увидеть разработку 3-д модели, которая вращается на компьютере, и ее уже можно пускать в производство.

-    На какие экономические показатели планируется выйти по итогам этого года в целом и по каждому предприятию в отдельности?

-    Сегодня мы можем любому хозяйству - от маленького до гигантского - предложить решение «из одних рук», предоставив полный пакет необходимого технологического оборудования «под ключ». Это очень выгодно для потребителя: теперь не надо покупать в разных местах разное оборудование и решать, как его соединять в единый производственный комплекс. Что касается экономических показателей, скажу так: в настоящий момент мы больше работаем над интенсивным развитием производства, а не над экстенсивным. Нет задачи «удвоить» или «утроить» объемы, мы сфокусированы над внутренними процессами. Я с самого начала преследую одну единственную цель - и говорю об этом прямо и сотрудникам, и потребителям: чтобы наши предприятия ничем не отличались от европейских конкурентов ни по качеству выпускаемой продукции, ни по технологическим моментам, связанным с производительностью. Очень хочу, чтобы сотрудники, работающие на наших заводах, получали зарплату, сопоставимую с зарплатой своих европейских коллег. Это возможно одним единственным способом - когда мы сможем давать выпуск продукции на одного человека, сопоставимый с выпуском продукции на одного человека в Европе или Америке. Сейчас, по оптимистичным показателям, мы отстаем в 2-3 раза, и в 4-5 -  по отдельно взятым участкам. В настоящее время с точки зрения технологии, процессов или оборудования, стоящих в цехах, мы точно никому не уступаем из мировых производителей, а во многом даже превосходим, а вот с точки зрения навыков, квалификации и профессионализма -  уступаем. Основная цель, которую мы поставили на 2020-2021 годы - интенсификация производства, чтобы имеющимся количеством людей и оборудования научиться выпускать максимальное количество продукции. Тем самым мы сможем очень сильно увеличить экономику предприятия, автоматически увеличивая фонд оплаты труда всего коллектива.

- Как вы планируете бороться с конкуренцией, которая в сложившихся экономических условиях может стать более жесткой, чем когда-либо?

- Для меня главная задача - борьба не с внутренним конкурентом внутри страны, а с внешним конкурентом - зарубежными производителями, которые приходят на российский рынок. Очень хочу, чтобы в какой-то момент мы вышли на ту ступень развития, когда нашим потребителям даже в голову не придет зачем-то обращаться к иностранному поставщику. Вспомните, 20 лет назад на прилавках магазинов были выставлены молоко, сметана, масло в основном иностранных производителей. Мы с радостью это покупали и считали лучшим. Это уже тогда было не так, но внутри страны производилась продукция еще худшего качества. Сейчас в производстве элеваторов примерно похожая ситуация: иностранцы уже не являются эталоном ни качества, ни производительности, но в ментальности людей так и остается недоверие к отечественному производителю. Многие заведомо думают, раз итальянское или испанское - значит хорошее. Моя цель - донести всем игрокам рынка, что это ошибочное мнение. Причем мы действуем не словами, а делами, когда строим какие-то новые объекты. Ни у одной иностранной компании нет такого количества референтных объектов, как у нас. Мы в стране совокупно на два завода сейчас построили где-то около 4 миллионов тонн хранения. Из новых элеваторов, построенных в России с нуля за последние 30 лет, 15 процентов - построены с нашей помощью. Никто не может похвастаться тем, что есть у нас - и портовые элеваторы, и линейные, элеваторы-стотысячники, маленькие объекты для фермеров, КЗС, сушильные комплексы, маслоэкстракционные заводы, комбикормовые заводы и т.д. К сожалению, это очень консервативный рынок. Чтобы в регионе тебе поверили, нужно построить не один, не два, а не меньше десятка объекта, которые должны работать как часы. Только после этого люди начнут обращаться к нам как к сильнейшей компании в стране. Это вопрос доверия, которое мы создаем, подтверждая его качеством своей продукции.

Беседу вела Ирина Ларина