Ученые ВГТУ совместно с «Интерполярис» разрабатывают космический буксир «Борис»
![Ученые ВГТУ совместно с «Интерполярис» разрабатывают космический буксир «Борис»](/upload/iblock/fc1/fc13d4ca3c9991e2feacf1df807ee306.jpg)
Ученые Воронежского государственного технического университета совместно при участии ООО НПП «Интерполярис» разработали проект межорбитального буксира, об этом рассказали помощник первого проректора, заместитель завкафедрой ракетных двигателей ВГТУ Дмитрий Шматов и ассистент кафедры Татьяна Башарина, на пресс-конференции в «Интерфакс».
– Название «БОРИС», это аббревиатура - блок орбитального размещения искусственных спутников, – рассказал Дмитрий Шматов. – На его платформе может располагаться какая-либо полезная нагрузка, например, космические спутники. Попадая на определенную высоту, данный разгонный блок выводит космические аппараты на нужную орбиту. По техзаданию были обозначены три целевые орбиты - 800 км, 1500 км и окололунная орбита. В разгонном блоке присутствует маршевая двигательная установка - это тот двигатель, который перемещает разгонный блок из одной точки в другую.
Важная особенность разгонного блока - жидкостно-ракетный двигатель, полностью изготавливаемый по технологии 3D печати. Применяться аппарат будет в составе ракетоносителя сверхлегкого класса, что позволит значительно сократить время подготовки запуска полезной нагрузки в космос.
– В России аналогов нашей разработке нет, – отметила Татьяна Башарина. – Похожий буксир «Тор» работает на твердом топливе. А у нас классическая модель – на этиловом спирту и кислороде. Она, помимо всего прочего, экологична. Другие подобные буксиры, в том числе зарубежные, при сгорании очень сильно загрязняют атмосферу, так как состоят из токсичных материалов. Так же в перспективе мы постараемся разработать электро-реактивный двигатель. Использование такого типа топлива позволит осуществлять самые разнообразные, сложные маневры на орбите.
Диаметр разгонного блока составляет 1 метр, вес образца с заправленными топливными баками - около 65 кг. Его энергоэффективности хватит, чтобы вывозить 150 кг полезной нагрузки на орбиты от 500 км до 800 км. В настоящее время сделан опытный образец, в ближайшее время будут проведены огневые испытания, после которых планируется перейти к разработке и изготовлению серийного аппарата.
– На пред серийное производство разгонного блока мы можем выйти через 2-3 года, – сказал Дмитрий Шматов. – Огневые испытания, это самый серьёзный этап в продвижении производства разгонного блока. Дальше будет отработка технологии, выпуск документации. Если говорить про ракетоноситель сверхлегкого класса, то тут все существенно сложнее. Определить сроки пока не представляется возможным. Это проект с привлечением больших инвестиционных средств. Но мы все равно лет через пять придем к желаемому результату.
Стоит отметить что в разработке, также принимает участие студенческое конструкторское бюро ракетно-космической техники ВГТУ. В нем с огромным энтузиазмом работают студенты разных курсов и аспиранты ВУЗа, тем самым получая огромный опыт в реальной разработке, под руководством высококлассных специалистов.
– Название «БОРИС», это аббревиатура - блок орбитального размещения искусственных спутников, – рассказал Дмитрий Шматов. – На его платформе может располагаться какая-либо полезная нагрузка, например, космические спутники. Попадая на определенную высоту, данный разгонный блок выводит космические аппараты на нужную орбиту. По техзаданию были обозначены три целевые орбиты - 800 км, 1500 км и окололунная орбита. В разгонном блоке присутствует маршевая двигательная установка - это тот двигатель, который перемещает разгонный блок из одной точки в другую.
Важная особенность разгонного блока - жидкостно-ракетный двигатель, полностью изготавливаемый по технологии 3D печати. Применяться аппарат будет в составе ракетоносителя сверхлегкого класса, что позволит значительно сократить время подготовки запуска полезной нагрузки в космос.
– В России аналогов нашей разработке нет, – отметила Татьяна Башарина. – Похожий буксир «Тор» работает на твердом топливе. А у нас классическая модель – на этиловом спирту и кислороде. Она, помимо всего прочего, экологична. Другие подобные буксиры, в том числе зарубежные, при сгорании очень сильно загрязняют атмосферу, так как состоят из токсичных материалов. Так же в перспективе мы постараемся разработать электро-реактивный двигатель. Использование такого типа топлива позволит осуществлять самые разнообразные, сложные маневры на орбите.
Диаметр разгонного блока составляет 1 метр, вес образца с заправленными топливными баками - около 65 кг. Его энергоэффективности хватит, чтобы вывозить 150 кг полезной нагрузки на орбиты от 500 км до 800 км. В настоящее время сделан опытный образец, в ближайшее время будут проведены огневые испытания, после которых планируется перейти к разработке и изготовлению серийного аппарата.
– На пред серийное производство разгонного блока мы можем выйти через 2-3 года, – сказал Дмитрий Шматов. – Огневые испытания, это самый серьёзный этап в продвижении производства разгонного блока. Дальше будет отработка технологии, выпуск документации. Если говорить про ракетоноситель сверхлегкого класса, то тут все существенно сложнее. Определить сроки пока не представляется возможным. Это проект с привлечением больших инвестиционных средств. Но мы все равно лет через пять придем к желаемому результату.
Стоит отметить что в разработке, также принимает участие студенческое конструкторское бюро ракетно-космической техники ВГТУ. В нем с огромным энтузиазмом работают студенты разных курсов и аспиранты ВУЗа, тем самым получая огромный опыт в реальной разработке, под руководством высококлассных специалистов.