ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Ученые ВГТУ совместно с «Интерполярис» разрабатывают космический буксир «Борис»
Ученые ВГТУ совместно с «Интерполярис» разрабатывают космический буксир «Борис»
Ученые Воронежского государственного технического университета совместно при участии ООО НПП «Интерполярис» разработали проект межорбитального буксира, об этом рассказали помощник первого проректора, заместитель завкафедрой ракетных двигателей ВГТУ Дмитрий Шматов и ассистент кафедры Татьяна Башарина, на пресс-конференции в «Интерфакс».

– Название «БОРИС», это аббревиатура - блок орбитального размещения искусственных спутников, – рассказал Дмитрий Шматов. – На его платформе может располагаться какая-либо полезная нагрузка, например, космические спутники. Попадая на определенную высоту, данный разгонный блок выводит космические аппараты на нужную орбиту. По техзаданию были обозначены три целевые орбиты - 800 км, 1500 км и окололунная орбита. В разгонном блоке присутствует маршевая двигательная установка - это тот двигатель, который перемещает разгонный блок из одной точки в другую.

Важная особенность разгонного блока - жидкостно-ракетный двигатель, полностью изготавливаемый по технологии 3D печати. Применяться аппарат будет в составе ракетоносителя сверхлегкого класса, что позволит значительно сократить время подготовки запуска полезной нагрузки в космос.

– В России аналогов нашей разработке нет, – отметила Татьяна Башарина. – Похожий буксир «Тор» работает на твердом топливе. А у нас классическая модель – на этиловом спирту и кислороде. Она, помимо всего прочего, экологична. Другие подобные буксиры, в том числе зарубежные, при сгорании очень сильно загрязняют атмосферу, так как состоят из токсичных материалов. Так же в перспективе мы постараемся разработать электро-реактивный двигатель. Использование такого типа топлива позволит осуществлять самые разнообразные, сложные маневры на орбите.

Диаметр разгонного блока составляет 1 метр, вес образца с заправленными топливными баками - около 65 кг. Его энергоэффективности хватит, чтобы вывозить 150 кг полезной нагрузки на орбиты от 500 км  до 800 км. В настоящее время сделан опытный образец, в ближайшее время будут проведены огневые испытания, после которых планируется перейти к разработке и изготовлению серийного аппарата.

– На пред серийное производство разгонного блока мы можем выйти через 2-3 года, – сказал Дмитрий Шматов. – Огневые испытания, это самый серьёзный этап в продвижении производства разгонного блока. Дальше будет отработка технологии, выпуск документации. Если говорить про ракетоноситель сверхлегкого класса, то тут все существенно сложнее. Определить сроки пока не представляется возможным. Это проект с привлечением больших инвестиционных средств. Но мы все равно лет через пять придем к желаемому результату.

Стоит отметить что в разработке, также принимает участие студенческое конструкторское бюро ракетно-космической техники ВГТУ. В нем с огромным энтузиазмом работают студенты разных курсов и аспиранты ВУЗа, тем самым получая огромный опыт в реальной разработке, под руководством высококлассных специалистов.