30.08.2021
Группа компаний «ЛокоТех»
«ЛокоТех»
ЛокоТех
Сервисное локомотивное депо «Лиски»
РЖД
юбилей
Полуторавековой юбилей
В этом году старейшее железнодорожное предприятие Воронежской области – локомотивное депо Лиски – отметит 150 лет.
Согласитесь, удивительная дата. Полтора века славного трудового пути. В 1871 году все начиналось с двух деревянных сараев на восемь стойл для паровозов серии «О», которые обслуживали в ту пору две сотни человек. В течении года паровозный парк депо разросся до 125 паровозов. В пассажирском парке работали машины американского, английского и немецкого производства, которые водили машинисты-иностранцы. И только на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в депо стали приходить паровозы петербургского и коломенского заводов. Которые могли тянуть лишь 15-17 вагонов. Всего же на бурно развивавшейся магистрали на участке Воронеж-Ростов в период с 1870 по 1872 годы было построено 20 паровозных сараев. И только в 1930-1931 годах были возведены новые каменные деповские цеха, а на смену малосильным «овечкам» пришли мощные новые паровозы серии «ФД».
Любопытны данные старых деповских документов: ученик слесаря получал тогда 50 копеек в день, а чтобы получать рубль, нужно было проработать пять лет.
В годы первых пятилеток на станции Лиски общими силами работников железнодорожных предприятий были построены для нужд железной дороги электростанция, медицинская амбулатория и клуб железнодорожников – одно из первых на дороге культурных учреждений. В 1940 году, благодаря технической оснащенности, производительность труда в паровозном депо Лиски превысила уровень 1913 года в 3,5 раза.
Великая Отечественная война заставила мирное депо надеть солдатскую шинель и встать на военные рельсы, доставляя эшелоны с частями Красной армии и оружием возмездия. По инициативе работников депо была создана фронтовая паровозная колонна в помощь воюющему Сталинграду. В колонне «За Сталинград» работали 20 паровозных бригад. Из десяти паровозов, следующих на Сталинградский фронт, семь вели не взирая на бомбежки и лишения машинисты депо Лиски. Фронтовая доблесть железнодорожников в год 70-летия Великой Победы увенчалась присвоением Лискам почетного звания «Населенный пункт воинской доблести», а раньше – единственным в России мемориалом на въезде в город, посвященным труженикам-железнодорожникам и солдатам. К 75-летию Великой Победы на предприятии заложили «Аллею памяти». Именно отсюда многие рабочие депо, сменив рабочие спецовки на солдатские шинели, уходили на фронт. Выжившие возвращались сюда солдатами-победителями восстанавливать разбитую войной «железку» и вагонное хозяйство. В память о них, словно солдаты в зеленых защитных гимнастерках, часовыми памяти встали шеренги вечнозеленых туй. Возле каждого деревца – нержавеющие именные таблички. На них выведены имена ветеранов депо – рядовых рабочих и командиров разных рангов. На этой зеленой аллее все они в одном строю памяти.
За три года, с 1943 по 1946, не виданным энтузиазмом железнодорожников было восстановлено разбитое войной паровозное хозяйство, построены три крупных цеха для ремонта паровозов, секции теплой промывки, дом паровозных бригад, почти все пункты водоснабжения. Отметим, что только за 1942 год на узел Лиски совершено более 200 налетов вражеской авиации.
В 1957 году на смену паровозам в депо Лиски поступает первый тепловоз серии ТЭЗ № 090. Под новые машины производится реконструкция депо, что позволило выполнять все виды ремонта новой тяги.
Спустя почти десять лет, в 1966 году, в депо приходят первые электровозы переменного тока ВЛ60К, а через год началась их серийная замена на более мощные ВЛ80К, которые эксплуатируются до сих пор.
В 1971 году за достигнутые успехи, освоение новой техники и безаварийную работу – коллектив депо был награжден орденом «Знак Почета».
В 80-е годы идет освоение электровозов ВЛВОС. В 2006 году была освоена уникальная технология автоматизированной расшифровки с использованием
сканирующего устройств, а чуть позже введен в эксплуатацию новый цех среднего ремонта электровозов. Современный учебных центр оснащен новейшей лингвистической кабиной с тренажером электровоза ВЛВОС.
В 2009 году в связи с реструктуризацией локомотивного комплекса единое депо Лиски разделено на эксплуатационное локомотивное депо Лиски-Узловая и ремонтное локомотивное депо. А спустя пять лет здесь появилось третье – сервисное локомотивное.
Сегодня сервисное локомотивное депо «Лиски» является одним из крупных в системе группы компаний «ЛокоТех» и одним из базовых предприятий на сети железных дорог России по ремонту и обслуживанию грузовых электровозов переменного тока ВЛ-80 всех индексов. В его состав входят два сетевых пункта обслуживания локомотивов (отделение Валуйки и участок Пенза-3). Причем обслуживаются электровозы не только приписанные к Юго-Восточной дирекции тяги, но и Северо-Кавказкой и Приволжской дирекциям.
Для осуществления производственной деятельности депо полностью удовлетворяет требованиям оснащенности и обладает 370 единицами оборудования, стендами и средствами малой механизации. Для осуществления качественного испытания автотормозного оборудования установлен новый стенд с электронным блоком считывания и записи параметров. Также внедрен крупно-агрегатный метод замены узлов локомотива, прошедших средний и капитальный ремонт в условия завода.
В группе компаний «ЛокоТех» разработана долгосрочная инвестиционная программа, рассчитанная до 2030 года, на которую планируется затратить более 350 млн рублей. Она прежде всего нацелена на поставку на полигон новой серии грузовых локомотивов 2ЭС5К, 3ЭС5К.
Яркая и богатая история орденоносного локомотивного депо Лиски еже сегодня продолжает писаться новыми поколения железнодорожников, которые освятят ее своими именами, достойными делами и новыми победами.
Ирина Полуэктова
Справочно
ООО «ЛокоТех» управляет активами, обеспечивающими обслуживание, ремонт, модернизацию и передачу в лизинг локомотивов, производство узлов и деталей для предприятий железнодорожного машиностроения. Производственную базу составляют 9 локомотиворемонтных заводов и около 90 сервисных депо по всей России. Штат Группы компаний «ЛокоТех» насчитывает порядка 60 тыс. человек.
Согласитесь, удивительная дата. Полтора века славного трудового пути. В 1871 году все начиналось с двух деревянных сараев на восемь стойл для паровозов серии «О», которые обслуживали в ту пору две сотни человек. В течении года паровозный парк депо разросся до 125 паровозов. В пассажирском парке работали машины американского, английского и немецкого производства, которые водили машинисты-иностранцы. И только на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в депо стали приходить паровозы петербургского и коломенского заводов. Которые могли тянуть лишь 15-17 вагонов. Всего же на бурно развивавшейся магистрали на участке Воронеж-Ростов в период с 1870 по 1872 годы было построено 20 паровозных сараев. И только в 1930-1931 годах были возведены новые каменные деповские цеха, а на смену малосильным «овечкам» пришли мощные новые паровозы серии «ФД».
Любопытны данные старых деповских документов: ученик слесаря получал тогда 50 копеек в день, а чтобы получать рубль, нужно было проработать пять лет.
В годы первых пятилеток на станции Лиски общими силами работников железнодорожных предприятий были построены для нужд железной дороги электростанция, медицинская амбулатория и клуб железнодорожников – одно из первых на дороге культурных учреждений. В 1940 году, благодаря технической оснащенности, производительность труда в паровозном депо Лиски превысила уровень 1913 года в 3,5 раза.
Великая Отечественная война заставила мирное депо надеть солдатскую шинель и встать на военные рельсы, доставляя эшелоны с частями Красной армии и оружием возмездия. По инициативе работников депо была создана фронтовая паровозная колонна в помощь воюющему Сталинграду. В колонне «За Сталинград» работали 20 паровозных бригад. Из десяти паровозов, следующих на Сталинградский фронт, семь вели не взирая на бомбежки и лишения машинисты депо Лиски. Фронтовая доблесть железнодорожников в год 70-летия Великой Победы увенчалась присвоением Лискам почетного звания «Населенный пункт воинской доблести», а раньше – единственным в России мемориалом на въезде в город, посвященным труженикам-железнодорожникам и солдатам. К 75-летию Великой Победы на предприятии заложили «Аллею памяти». Именно отсюда многие рабочие депо, сменив рабочие спецовки на солдатские шинели, уходили на фронт. Выжившие возвращались сюда солдатами-победителями восстанавливать разбитую войной «железку» и вагонное хозяйство. В память о них, словно солдаты в зеленых защитных гимнастерках, часовыми памяти встали шеренги вечнозеленых туй. Возле каждого деревца – нержавеющие именные таблички. На них выведены имена ветеранов депо – рядовых рабочих и командиров разных рангов. На этой зеленой аллее все они в одном строю памяти.
За три года, с 1943 по 1946, не виданным энтузиазмом железнодорожников было восстановлено разбитое войной паровозное хозяйство, построены три крупных цеха для ремонта паровозов, секции теплой промывки, дом паровозных бригад, почти все пункты водоснабжения. Отметим, что только за 1942 год на узел Лиски совершено более 200 налетов вражеской авиации.
В 1957 году на смену паровозам в депо Лиски поступает первый тепловоз серии ТЭЗ № 090. Под новые машины производится реконструкция депо, что позволило выполнять все виды ремонта новой тяги.
Спустя почти десять лет, в 1966 году, в депо приходят первые электровозы переменного тока ВЛ60К, а через год началась их серийная замена на более мощные ВЛ80К, которые эксплуатируются до сих пор.
В 1971 году за достигнутые успехи, освоение новой техники и безаварийную работу – коллектив депо был награжден орденом «Знак Почета».
В 80-е годы идет освоение электровозов ВЛВОС. В 2006 году была освоена уникальная технология автоматизированной расшифровки с использованием
сканирующего устройств, а чуть позже введен в эксплуатацию новый цех среднего ремонта электровозов. Современный учебных центр оснащен новейшей лингвистической кабиной с тренажером электровоза ВЛВОС.
В 2009 году в связи с реструктуризацией локомотивного комплекса единое депо Лиски разделено на эксплуатационное локомотивное депо Лиски-Узловая и ремонтное локомотивное депо. А спустя пять лет здесь появилось третье – сервисное локомотивное.
Сегодня сервисное локомотивное депо «Лиски» является одним из крупных в системе группы компаний «ЛокоТех» и одним из базовых предприятий на сети железных дорог России по ремонту и обслуживанию грузовых электровозов переменного тока ВЛ-80 всех индексов. В его состав входят два сетевых пункта обслуживания локомотивов (отделение Валуйки и участок Пенза-3). Причем обслуживаются электровозы не только приписанные к Юго-Восточной дирекции тяги, но и Северо-Кавказкой и Приволжской дирекциям.
Для осуществления производственной деятельности депо полностью удовлетворяет требованиям оснащенности и обладает 370 единицами оборудования, стендами и средствами малой механизации. Для осуществления качественного испытания автотормозного оборудования установлен новый стенд с электронным блоком считывания и записи параметров. Также внедрен крупно-агрегатный метод замены узлов локомотива, прошедших средний и капитальный ремонт в условия завода.
В группе компаний «ЛокоТех» разработана долгосрочная инвестиционная программа, рассчитанная до 2030 года, на которую планируется затратить более 350 млн рублей. Она прежде всего нацелена на поставку на полигон новой серии грузовых локомотивов 2ЭС5К, 3ЭС5К.
Яркая и богатая история орденоносного локомотивного депо Лиски еже сегодня продолжает писаться новыми поколения железнодорожников, которые освятят ее своими именами, достойными делами и новыми победами.
Ирина Полуэктова
Справочно
ООО «ЛокоТех» управляет активами, обеспечивающими обслуживание, ремонт, модернизацию и передачу в лизинг локомотивов, производство узлов и деталей для предприятий железнодорожного машиностроения. Производственную базу составляют 9 локомотиворемонтных заводов и около 90 сервисных депо по всей России. Штат Группы компаний «ЛокоТех» насчитывает порядка 60 тыс. человек.