ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

120 лет со дня рождения Семена Ариевича Косберга
120 лет со дня рождения Семена Ариевича Косберга
14 октября исполняется 120 лет со дня рождения основателя, главного конструктора Конструкторского бюро химавтоматики, Героя Социалистического Труда Семена Ариевича Косберга. Являясь творческой, деятельной натурой, С.А. Косберг был прямым соратником С.П. Королева и других первопроходцев отечественной космонавтики. Именно он создал и поставил на ноги предприятие, которое за прошедшие десятилетия стало одним из ведущих в области ракетного двигателестроения. Информацию о выдающемся кострукторе разместили на сайте предприятия.

Так сложилось, что день рождения С.А. Косберга практически совпал с днем рождения конструкторского бюро, работе в котором он посвятил большую часть своей жизни. 13 октября 1941 годы в тяжелые дни Великой Отечественной войны на базе Московского авиационного карбюраторного завода № 33 было образовано самостоятельное КБ, главной задачей которого стала разработка агрегатов непосредственного впрыска топлива в цилиндры авиационных моторов. Сразу после этого новая организация во главе с Семеном Ариевичем была эвакуирована в городок Бердск Новосибирской области.

Нелегким оказался труд в глубоком тылу горстки инженеров, которые первое время днями и ночами в пустующих элеваторах чуть ли не на колене проектировали новые агрегаты для отечественных боевых самолетов. «Днем все сидели за чертежами в общей комнате, - вспоминает один из ветеранов предприятия Султанбек Сакаев, - а по ночам рыли котлован под фундамент нового производства. На третью ночь, казалось, окончательно выдохлись. И вдруг грянул оркестр и голос главного: «Нам песня строить и жить помогает». Мы сначала оцепенели, а потом радостно подхватили песню. Откуда только силы взялись: в эту ночь мы работали с производительностью экскаватора. Спрашиваю: «Откуда же взялся оркестр?» – «Семен Ариевич организовал». В этом маленьком эпизоде проявилась профессиональная и человеческая мудрость Косберга».

Уже в первые годы работы преимущества агрегатов непосредственного впрыска над карбюраторной системой оценили практически все основные разработчики авиационных моторов – генеральные конструкторы А.Д. Швецов, А.А. Микулин, В.Я. Климов, В.А. Добрынин – для которых в 1941-1942 годах ОКБ С.А. Косберга разработало около 50 вариантов подобных агрегатов. Лучшей похвалой новым моторам было мнение самих советских летчиков, которые отзывались о них простой, но емкой фразой: «Работал как зверь!».

За годы Великой Отечественной войны Семен Ариевич за большой личный вклад в создание боевой авиационной техники был награжден орденами «Знак Почета», Красной Звезды и Отечественной войны I степени. Секрет успеха Косберга как руководителя и организатора заключался в том, что из всего многообразия служебной терминологии: могу – не могу, получается – не получается, успею – не успею, он знал только одно слово – «надо». За это его уважали и ценили не только коллеги, но и руководство страны.

После победоносного окончания войны в апреле 1946 года ОКБ было перебазировано в Воронеж на завод № 265 Министерства авиационной промышленности и в мае этого же года в связи с изменением номера завода стало называться ОКБ-154 (сегодня – Конструкторское бюро химавтоматики).

В послевоенные годы техника интенсивно двигалась вперед, поршневые двигатели стали вытесняться турбовинтовыми (ТВД) и турбореактивными (ТРД). Тематика ОКБ резко сократилась, стали поговаривать, что конструкторское бюро могут закрыть. В такой ситуации Семен Ариевич рассудил по-хозяйски просто и сказал своим коллегам: «Хотите жить – ищите!» Коллектив начал срочно осваивать новую технику – агрегаты ТВД и ТРД: топливную и регулирующую аппаратуру, пусковые стартеры, топливные фильтры. По собственной инициативе на работе оставались до поздней ночи. Чтобы люди не дремали за кульманом, в восемь часов вечера проводились соревнования по настольному теннису. По окончании работ Семен Ариевич сам обходил помещения и выпроваживал всех домой. Благодаря упорству и настойчивости коллектив Косберга не просто сохранился, но в 1954 году начал разрабатывать авиационные жидкостные реактивные двигатели, а с 1957 года приступил к созданию двигателей для советских боевых и космических ракет.

Двери в космос воронежским конструкторам открыла знаменательная встреча С.А. Косберга и С.П. Королева, произошедшая 10 февраля 1958 года. Именно после нее ОКБ-154, ставшему к тому времени самостоятельным предприятием, поручили разработку двигателя РД0105 для третьей ступени ракеты-носителя «Луна». Эта ступень должна была впервые в мире обеспечить достижение второй космической скорости. В кратчайшие сроки воронежцы с честью выполнили ответственную задачу. Осенью того же года уже состоялись первые запуски ракеты с новым двигателем на третьей ступени, а 2 января 1959 года по направлению к естественному спутнику Земли Советский Союз запустил первую космическую станцию «Луна-1». За успешное выполнение задач по изучению Луны главному конструктору С.А. Косбергу в апреле 1960 года было присвоено звание лауреата Ленинской премии и присуждена степень доктора технических наук. Позже один из кратеров на обратной стороне Луны был назван именем Косберга.

На базе «лунника» в октябре 1959 года ОКБ-154 начало разработку ракетного двигателя РД0109, который 12 апреля 1961 года в составе третьей ступени ракеты «Восток» завершил вывод на орбиту первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина. Это был успех всей страны и в частности успех воронежского коллектива, возглавляемого Косбергом, который после этого памятного полета стал Героем Социалистического Труда.

Уже добившись признания у высших руководителей Советского Союза, Косберг оставался доступным и простым в общении для своих коллег. Ежедневно его можно было увидеть в цехах родного предприятия, у кульмана вместе с рядовым конструктором. Обладая завидной конструкторской интуицией, он лично принимал многие ответственные решения в разработке того или иного изделия, верность которых подтверждалась в ходе дальнейшей экспериментальной отработки. В нужные моменты он мог проявлять твердый характер, смелость, а когда надо и чувство юмора. Однажды к нему в кабинет с жалобой пришел простой рабочий, которого коллеги за невысокий рост дразнили «недоделанным». Семен Ариевич, также отличавшийся невысоким ростом ответил: «Посмотри на меня. Я что, тоже недоделанный?». Конфликт был погашен. Особенно внимательно, по-отечески, Семен Ариевич относился к молодежи.

Разработка ракет-носителей «Молния», «Восход», «Союз», тяжелой космической ракеты «Протон» – во все эти знаменательные проекты воронежцы, ведомые Семеном Ариевичем, внесли достойный вклад – создали ракетные двигатели, которые надежно работали в составе верхних ступеней.

Жизнь талантливого конструктора оборвалась в начале 1965 года после тяжелых травм, полученных в результате автомобильной катастрофы. Косберг погиб в расцвете своих творческих сил, но его дело было продолжено соратниками и учениками.