ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

В лучших традициях уникальной воронежской инженерной школы
В лучших традициях уникальной воронежской инженерной школы
Как в состоянии технологической войны против нашего государства Воронежский центр двигателестроения планирует преодолевать негативные экономические последствия санкций в космической сфере и о многом другом мы беседуем с директором АО КБХА (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения, возглавляемую «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко» Госкорпорации «Роскосмос») Сергеем Ковалевым.

- Уважаемый Сергей Викторович, какие изменения вносятся в деятельность предприятия после введения масштабных санкций из-за специальной операции на Украине?

- Производственная программа нашего предприятия не претерпела каких-либо существенных изменений, поскольку наша продукция как по основной, так и по гражданской тематике ориентирована, прежде всего, на российских заказчиков, вместе с которыми у нас есть долгосрочные договоренности и заключены соответствующие контракты.

Конечно, для нас, как и для любого российского предприятия, важны возможности и условия банковского сектора в части кредитования для пополнения оборотных средств и финансирования текущих работ. В этой части мы с удовлетворением отмечаем, что были приняты оперативные государственные меры, которые позволили быстро стабилизировать положение на рынке финансов.

- Программа импортозамещения сегодня актуальна как никогда. Как вовлечено в нее ваше предприятие?

- К счастью в ракетном двигателестроении нам ничего не надо импортозамещать. Здесь мы всегда были и останемся самодостаточными мировыми лидерами. А вот что касается гражданской продукции, мы за постсоветский период наладили хорошую кооперацию с российскими компаниями нефтегазовой отрасли и буквально за последние годы осуществили существенные инвестиции в модернизацию производства гражданской продукции – новое оборудование в реконструированном цеху уже запущено. Это позволяет сейчас наращивать объемы выпуска. Не так давно мы отгрузили первый комплект оборудования, который будет работать на магистральном газопроводе «Сила Сибири». Для наших российских заказчиков, а среди них крупнейшие компании, это очень своевременное подспорье. В условиях, когда каждый день накладывают новые санкции, а западные предприятия массово отказываются даже от уже взятых на себя обязательств, жизненно важно рассчитывать только на свои силы. И мы будем замещать импортное оборудование, способствуя технологической независимости наших добывающих компаний.

В середине июня на базе головного предприятия интегрированной структуры ракетного двигателестроения - АО «НПО Энергомаш» состоялось совещание руководства входящих в нее компаний по перспективам диверсификации. Вместе с представителями Госкорпорации «Роскосмос» мы определили наиболее перспективные российские отрасли, где можно и нужно своими производственными мощностями внести вклад в импортозамещение. Это топливно-энергетический комплекс, авиастроение, машиностроение. Сейчас уже ведется конкретная работа по этим направлениям.

В конце 90-х годов прошлого века у нас было немало контактов с иностранными заказчиками из Европы и США. Разрабатывали по заказу иностранцев агрегаты ракетных двигателей, выполняли исследовательские работы. Тогда это казалось привлекательным, хотелось получать хорошую прибыль в валюте. Но дальше разовых контрактов дело не пошло.

Сейчас, когда весь Запад отвернулся от России, пришло понимание правильности ориентации на внутренний российский рынок как приоритетный. Эта самодостаточность, которая раньше казалась слабостью, теперь стала большим преимуществом.

- Насколько выпуск современных двигателей для различных ракет-носителей зависит от сокращения некоторых программ? Скажется ли это на загрузке? Продолжится ли модернизация завода?

- Производство ракетных двигателей зависит от потребностей головных заказчиков, которые в свою очередь изготавливают ракеты под конкретные пуски с различных космодромов. Мы полностью ориентированы на российских ракетчиков, поэтому важно понимать, как меняются их планы.

Если говорить по-крупному, то с начала текущего года из общего объема запланированных пусков российских космических ракет выпали пуски с французского космодрома Куру, откуда стартовали ракеты «Союз-2» с воронежскими двигателями на третьей ступени. Это небольшой объем. Для понимания – в 2021 году отечественные космические ракеты стартовали с разных космодромов 25 раз, из них только один пуск был с космодрома Куру.

Также были прекращены пуски наших ракет с британскими спутниками Oneweb в качестве полезной нагрузки. Однако высвобождающиеся ракеты с нашими двигателями уже переориентированы на запуск отечественных спутников. Сейчас перед нашей отраслью стоит очень важная задача укрепления и пополнения российской орбитальной группировки, играющей большую роль в укреплении обороноспособности, поэтому ракеты с нашими двигателями без дела точно не останутся.

Соответственно мы, двигателисты, настроены на интенсивную производственную программу по основной тематике в ближайшие годы. В соответствии с утвержденным финансовым планом деятельности на 2022-2024 годы объем производства двигателей у нас стабилен, и мы продолжим выполнение программ по поставкам нашей техники для космических ракет «Союз-2.1б», «Союз-2.1а», «Союз-2.1в», «Ангара-А1.2», «Ангара-А5».

Что касается модернизации производственных мощностей, она продолжится в ближайшие годы. На основной площадке по улице Ворошилова нам предстоит реализовать крупный проект по сносу целого ряда ветхих и выведенных из эксплуатации производственных корпусов, на месте которых будет возведен современный мега-корпус. На его территории разместятся основные производственные мощности нашего коллектива. Эта работа уже ведется.

- Какие новые проекты осуществляются на предприятии, в чем заключаются приоритетные направления, которые способны сохранить наше лидерство?

- Уникальность нашей воронежской инженерной школы в том, что мы способны создавать ракетные двигатели на любых жидких компонентах топлива. И мы это реализуем на практике. В этом году мы приступили к огневой отработке нового кислородно-керосинового ракетного двигателя РД0124МС, предназначенного для использования в составе второй ступени перспективной космической ракеты-носителя «Союз-5» разработки РКЦ «Прогресс (г. Самара).

При создании двигателя РД0124МС используются только отечественные материалы и технологии, поэтому зарубежное санкционное давление, усиливающееся на Россию в последнее время, никак не помешает реализации данного проекта

Также успешно у нас продолжаются работы по водородной тематике. Жидкий водород в качестве горючего ракетных двигателей является самым совершенным жидким компонентом топлива в части энергетических характеристик и экологической безопасности. Этим обусловлены его активное применение и перспективы в мировом ракетостроении. Наше предприятие имеет богатый опыт создания ракетных двигателей на жидком водороде, начиная с разработки ядерного ракетного двигателя, который прошел успешную наземную отработку в 20 веке и предназначался для дальних межпланетных перелетов. Еще один успешный проект – двигатель РД0120 тягой 200 тонн - в конце 80-х годов прошлого века обеспечил два успешных полета сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия-Буран». На базе этого опыта мы осуществляем создание новых кислородно-водородных двигателей. Один из них – двигатель РД0146Д1, предназначенный для разгонного блока тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5», - в конце декабря 2021 года прошел успешное стендовое огневое испытание в Воронеже.

По сравнению с предыдущей версией кислородно-водородного двигателя, которую КБХА изготавливало и испытывало по проекту для разгонного блока ракеты «Ангара-А5», новый экземпляр был форсирован по тяге на 20 процентов. Успех прошедшего испытания подтвердил верность всех конструкторско-технологических решений, которые были заложены на этом этапе отработки.
Двигатель РД0146Д1 тягой 9 тонн представляет собой одну из версий линейки двигателей РД0146 разработки КБХА. Это первые в России ракетные двигатели, выполненные по безгенераторной схеме.

Одновременно на предприятии выполнен эскизный проект кислородно-водородного двигателя РД0150 тягой 55 тонн для третьей ступени ракеты-носителя «Ангара-А5В». В 2021 году проведена защита эскизного проекта на водородную ступень РН «Ангара».

Параллельно наше предприятие создает метановые двигатели, которые планируется использовать в многоразовых отечественных космических ракетах.
Уже из этих примеров видно, что мы не замыкаемся на каком-то узком направлении, а работаем широко. По сути – это диверсификация в основной тематике. А результат ее в том, что любые перспективные проекты космических ракет России сегодня рассматривают с обязательным участием воронежских двигателей.

- Более 30 лет предприятие производит нефтегазовое оборудование, агрегаты для авиатехники, продукцию для предприятий машиностроения. Насколько в нынешних условиях увеличился или сократился сегмент этой деятельности предприятия? Как повлияли введенные санкции? Каковы перспективы развития?

- Как я уже сказал, в условиях санкций спрос на оборудование отечественного производства со стороны российских предприятий только увеличивается.

В прошлом году в рамках целевого инвестиционного проекта, реализуемого совместно с Фондом развития промышленности, мы выполнили большой объем работ по приобретению и пуско-наладке оборудования в реконструированном цехе гражданской продукции. Большинство уже введено в строй и способствует повышению качества и увеличению объемов изготовления. Реализация данного инвестиционного проекта оказалась весьма удачна по времени, так как наши растущие производственные возможности сейчас соответствуют росту спроса со стороны заказчиков.

В настоящее время мы поставляем запорно-регулирующую, фонтанную арматуру, станции управления, внутрискважинное оборудование и другую продукцию по заказам крупнейших газодобывающих компаний России. Рост мировых цен на газ в последнее время показал, что это один из ключевых секторов энергетики практически любой страны, а, значит, мы с нашей продукцией обязательно будем востребованы.

У нас также есть большой положительный опыт производства агрегатов для тепловозов, авиационной техники, которые изготавливаются и сейчас. С учетом выполнения проекта по увеличению объемов реализации гражданской продукции к 2025 году мы планируем увеличить объем выручки даже не на десятки процентов, а в разы.

- Как реализуется на предприятии кадровая политика? Идет ли на предприятии молодежь?

- Молодежь к нам идет. Мы выстроили четкую вертикаль в профессиональной ориентации со школьной скамьи до заводской проходной и даже дальше. Проводим занятия в профильном ракетном классе в школе № 72. Это факультативные занятия. Дальше на уровне среднего профессионального образования очень тесно взаимодействуем с Авиационным техникумом им. Чкалова и Воронежским политехническим техникумом, откуда к нам приходят многие начинающие рабочие. На уровне высшего образования у нас действуют две базовые кафедры «Технологии машиностроения» и «Ракетные двигатели» при ВГТУ. Там преподают наши специалисты. Есть целевой набор. Совместно с ВГУ также подписали дорожную карту и провели работу по открытию профильной лаборатории при университете. Там упор будет на подготовку расчетчиков с глубокими навыками математического и компьютерного моделирования.

Когда молодежь приходит на предприятие, мы и здесь их не бросаем, создаем все условия. У нас действует Союз молодежи, который организует культурно-массовые мероприятия, помогает молодым специалистам адаптироваться на рабочем месте. Целый ряд конкретных денежных, материальных мер поддержки молодежи заложены в коллективном договоре. Это и подъемные в первые годы работы, и помощь при вступлении в брак, рождении детей, есть программа помощи для вступающих в ипотеку. Предприятие с готовностью оплачивает многим молодым сотрудникам курсы повышения квалификации в сторонних организациях, вузах, поддерживает научно-технические инициативы, участие молодежи в научно-технических конференциях. Наши ребята побеждают в крупных конкурсах профессионального мастерства, например WorldSkills. И вся эта поддержка, мы хорошо понимаем, потом возвращается многократно в виде новых идей, решений, которые привносит молодежь в производственный процесс.

Конечно, до сих пор мы испытываем нехватку рабочих, прежде всего, по универсальным специальностям. Поэтому я принял решение об открытии на базе предприятия собственного учебного центра. Он получил недавно образовательную лицензию. Сегодня благодаря нему мы можем готовить кадры самостоятельно.

Такая системная работа с персоналом помогает нам взвешенно подходить ко всем производственным и творческим планам, которые стоят перед предприятием на ближайшую перспективу.