ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Ориентир на экспорт
Ориентир на экспорт
ОАО «Тяжмехпресс» — предприятие во многом уникальное. Это не только производитель тяжелых механических прессов усилием до 16 500 тс, аналогов которому у нас в стране пока нет, но и единственное машиностроительное предприятие России, где доля экспортной продукции в общем объеме составляет 70 процентов. Согласитесь, в нынешних экономических условиях это вызывает как минимум удивление, а как максимум — восхищение. О том, как именно воронежский завод завоевывает зарубежный рынок, нам рассказал начальник КТС — главный конструктор ОАО «Тяжмехпресс» Дмитрий Алексеевич Гехтман.

— Дмитрий Алексеевич, какова «география присутствия» вашего предприятия на мировом рынке сегодня?

— Пожалуй, стоит начать с того, что наше оборудование успешно работает на предприятиях 54 стран мира в таких отраслях промышленности, как автопром, сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение, обороннопромышленный комплекс, железнодорожный транспорт. Прессами с маркой «ТМП» оснащены FIAT, RENAULT, PEUGEOT, TOYOTA и другие, а также производители автокомпонентов для мировых брендов автомобильных фирм Германии, Франции, Италии, Индии, Китая, Японии, Южной Кореи. Уникальность нашей продукции — а мы не только единственное в России предприятие по производству прессов усилием до 16 500 тс, но и одна из пяти фирм в мире такой большой производственной мощности — способствует тому, что у нас очень мало конкурентов. По сути, это только немецкие и японские производители. Причем по ряду объективных причин мы опережаем этих сильных игроков, а по некоторым позициям даже превосходим немцев. Например, недавно у нас был клиент, который остался недоволен прессом немецкого производства и предпочел оборудование с маркой «ТМП». Спросите, в чем секрет? Прессы, выпускаемые «Тяхмежпрессом» сегодня, совсем не те, что предприятие делало, скажем, так сорок лет назад. Это по­настоящему высокотехнологичные, скоростные машины, с полностью европейской комплектацией. На наших прессах установлена немецкая гидравлика «Бош Рексрот» и пневматика «Росс», электроника «Сименс», электрика «Шнайдер». Поэтому клиенты, сравнивая немецкие прессы и наши, делают выбор в пользу последних, так как по комплектации они идентичны, но наши — дешевле. Так зачем же переплачивать? К тому же наши клиенты знают, что русские машины работают намного дольше. Еще ни один выпущенный нами пресс не попал на свалку! Для восстановления пресса достаточно поменять бронзовые втулки, электронику, систему смазки — и пресс проработает еще 20–30 лет.

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о зарубежных контрактах, над которыми работает предприятие в настоящее время.

— Традиционным партнером для нас является Китай. Причем стоит отметить, что мы одни из немногих, кто поставляет в эту страну не просто сырье, а тяжелые механические прессы. Был момент, когда китайцы пытались выпустить под своей маркой похожие на наши изделия, однако их попытки оказались неудачными. Конечно, китайское правительство всячески поддерживало своего производителя, и в определенный момент наши поставки в эту страну сократились. Но постепенно китайцы поняли, что наши прессы более качественные и надежные, и мы начали восстанавливать свои позиции на этом рынке. В настоящий момент у нас есть заказы на производство пяти прессов для Китая — усилием 2500, 4000 и 6300 тс.

Еще один популярный у нас рынок — индийский, и он тоже сейчас на подъеме. В Индии находится несколько больших кузниц, на которых уже стоят выпущенные нами прессы. В силу особенностей менталитета индийские заказчики очень долго выбирают, анализируют рынок, медленно принимают решение. Например, по одной из линий для нашего крупного индийского заказчика «Хэппи Форджинг» переговоры велись с 2009 года. И вот только в этом году, буквально две недели назад, мы подписали контракт на довольно внушительную сумму. Правительство Индии борется с коррупцией, там работают хорошие инвестиционные программы, банки поддерживают производителей — все это положительно сказывается на наших экономических контактах с этой страной. Сейчас мы ждем отзывов заказчика о запущенной линии и надеемся на новые контракты с индийскими коллегами.

Кроме того, достаточно интересен для нас корейский рынок. Правда, исторически сложилось так, что корейцы ближе к японским производителям, но мы тоже не собираемся уступать. Недавно участвовали в тендере вместе с корейской фирмой, боролись за крупного корейского заказчика и выиграли. Конкурента обошли за счет того, что пообещали хорошую европейскую комплектацию и вместо пресса усилием в 6300 тонн сделали 6500. Сейчас корейцы осваивают штамповку алюминия, и мы сделали для них двигатель с регулируемой частотой вращения. При штамповке этого металла в конце процесса скорость должна быть ниже, чем при штамповке обычных стальных поковок. Пришлось пойти на дополнительные затраты, но они окупились: после успешного запуска в эксплуатацию нашего пресса в Корее стали поступать новые заказы из этой страны — в основном, на прессы усилием 4000 тонн.

Пробовали поучаствовать и на японском рынке, но это очень сложно — у них есть свои производители, к тому же японский рынок очень закрытый. Продать что­то в Японию напрямую, без посредника, практически невозможно. Конечно, мы находим посредников, но дальше торговли запчастями дело, увы, пока не пошло. Кстати, запчасти — это, вообще, отдельная, довольно прибыльная статья наших доходов. Это «быстрые» деньги, хорошая рентабельность, ведь специфика нашего производства заключается в том, что на изготовление одного пресса уходит в среднем около года, то есть деньги за пресс приходится ждать долго.

Традиционно сильным является бразильский сегмент зарубежного рынка. Кстати, бразильцы — единственные партнеры, которые вносят стопроцентную предоплату. На французском рынке наши позиции также довольно стабильны: например, французская фирма «Форж Де Курсель» каждый год делает нам весьма солидный заказ на запасные части для прессов. В настоящее время у них работает 7 наших линий.

— Что можно сказать об Аргентине, Индонезии? Там у воронежских тяжелых прессов есть перспективы?

— Безусловно, мы стараемся выйти и на другие рынки. Но в таких странах, как Аргентина например, многое зависит от политической ситуации: если там неспокойно, плохо чувствуют себя банки, соответственно — нет и заказчиков, так как ни для кого не секрет, что сегодня почти все пользуются заемными средствами. Индонезия — весьма перспективный рынок, несмотря на то, что это островное государство, практически курорт. Кстати, прессы ОАО «Тяжмехпресс» можно встретить на предприятиях Тайланда, Южной Африки, Австралии, даже на острове Цейлон. Наша продукция есть практически везде!

— Понятно, что составлять конкуренцию европейским корпорациям довольно сложно, и все­таки каковы перспективы предприятия в этом сегменте рынка?

— Безусловно, с европейскими странами мы также ведем постоянные переговоры о сотрудничестве. Например, уже продали несколько прессов в Сербию. Сейчас подписываем два контракта с Италией на прессы усилием 4000 и 6300 тонн. А для того, чтобы выдерживать конкуренцию, стараемся постоянно совершенствовать технологические процессы. Например, у нас внедрена инжиниринговая система «Лоцман». Эта система представляет собой базу данных, которая аккумулирует полную информацию о любом машиностроительном изделии. В ней формируется конструкторская спецификация, к которой мы присоединяем свои технологические данные, размеры заготовок, маршруты прохождения детали по цехам. В итоге любой пользователь в режиме реального времени может достать из этой системы нужные ему данные не только об отдельном изделии, но и о конкретной детали. Система автоматически подгружает необходимые данные, и мы имеем уже всю необходимую технологическую спецификацию внутри.

— В чем мы все еще проигрываем зарубежным конкурентам?

— В основном — только в сроках. Одна из особенностей нашего производственного процесса заключается в том, что мы полностью собираем прессы у нас на предприятии. То есть заказчик, приезжая к нам, видит, что пресс собран, все детали отлажены, и может не сомневаться в результате, который получит на выходе. Он знает, что через три месяца к нему на завод приедут наши монтажники, и пресс заработает. А многие другие компании готовые изделия у себя не собирают, так как это дополнительные затраты и время. В итоге такие конкуренты обыгрывают нас из­за сроков сдачи готовой продукции на 3–4 месяца. Кроме того, линия по выпуску пресса довольно дорогая, поэтому чтобы она окупилась, необходима максимальная загрузка производственных мощностей.

— Не секрет, что в недалеком прошлом «Тяжмехпресс» переживал непростые времена, как и большинство отечественных предприятий машиностроения. Однако смог достойно выйти из кризиса, не только сохранить, но и нарастить производственные мощности. Сейчас завод преобразился даже внешне, положительная динамика в развитии предприятия налицо.

— Да, это действительно так. Недавно я участвовал в международной выставке производителей тяжелых механических прессов и заметил такую особенность: если раньше к нашему стенду подходили поинтересоваться, жив ли еще завод или нет, то сейчас таких вопросов уже ни у кого не возникает. Потенциальные заказчики интересуются нашей новой продукцией, изучают номенклатуру изделий — это хороший показатель. Вспоминают о нас и бывшие сотрудники, которые в непростые времена ушли работать на другие предприятия. Некоторые из них, проработавшие на «Тяжмехпрессе» по 20 лет, говорят, что завод снится им по ночам. А это, наверное, один из главных показателей нашей работы.

Ирина Ларина •