ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Длинные шаги по улучшению тяжелого производства
Длинные шаги по улучшению тяжелого производства

Директор по производству — это один из ключевых руководителей на предприятии. Он несет ответственность за бесперебойную работу производственных циклов и качество выпускаемой продукции, занимается формированием планов по материалам, управляет производством, следит за наличием сырья, отвечает за соблюдение техники безопасности. А помимо всего прочего именно он, находясь на острие производственных проблем, может понять, как улучшить, модернизировать и вывести на новый уровень работу завода. И именно о таком человеке, знающем нужды производства, и пойдет речь. Герой этого номера, директор по производству АО «ТМП» Алексей Коняев расскажет о важных шагах по развитию крупнейшего машиностроительного предприятия Воронежа.

–С детства я хотел стать военным и поступил в военный вуз, — начал свой рассказ Алексей Коняев. — Но в силу обстоятельств от этого выбора мне пришлось отказаться. И я, как человек, тяготевший к точным наукам, стал выбирать между ВГУ и ВГТУ. На последнем и остановил свой выбор, ни дня об этом не пожалев.

— В 2000 году я окончил факультет автоматики и электромеханики ВГТУ, — продолжал Алексей Коняев. — Первым моим местом работы стал Оскольский электрометаллургический комбинат (ОЭМК). На нем я прошел путь от электромеханика 5 разряда до инженера 2 категории. В 2003 году я пришел работать на Тяжмехпресс. Тогда я начинал как заместитель начальника службы сервиса. За 8 лет стал руководителем службы сервиса. С 2011 году в течение 8 лет работал на различных предприятиях во многих областях нашей необъятной страны, расширяя тем самым свой профессиональный кругозор. Поначалу я работал заместителем главного инженера Воронежского тепловозоремонтного завода (ВТРЗ), с 2014 года назначен на должность главного инженера. В конце 2016 году я покинул ВТРЗ и именно тогда принял решение опробовать свои силы в других регионах, чтобы набраться опыта. С 2017 года был заместителем главного инженера на АО «Алексинский завод тяжелой промышленной арматуры». В конце того же года был приглашен на должность главного инженера оборонного предприятия АО «НПП «Старт» имени А.И. Яскина ГК «Ростех» в Екатеринбурге. Попробовав себя в разных видах промышленности, все же решил вернуться в родной Воронеж, где с ноября был назначен на должность директора по производству на ТМП. Накопленные знания позволяют мне уже на совершенно другом уровне оценивать потребности производства. Понимать, что можно улучшить и как это сделать, в то же время трезво оценивая доступные ресурсы и силы предприятия. Ведь именно это одна из моих ключевых задач на предприятии. А улучшать на ТМП есть что. Тот факт, что предприятие выстояло в тяжелые для экономики и особенно для промышленного производства 90­е годы делает честь руководству и рабочему коллективу. Но в нынешних, тоже очень сложных, реалиях нужна модернизация, а это достаточно трудоемкий и затратный процесс, который невозможно сделать быстро в силу специфики самого предприятия и существующих потребностей в кадрах и оборудовании.

АО «ТМП» — предприятие поистине уникальное. Завод имеет внушительную и славную историю: первую продукцию здесь выпустили еще в 1953 году. В советские времена (в период плановой экономики) оборудованием марки «ТМП» были укомплектованы свыше 3000 предприятий автомобиле­, тракторо-­ и сельхозмашиностроения по всей территории СССР. В настоящее время около 15 тысяч единиц воронежского оборудования работает на предприятиях 54 стран мира в таких отраслях промышленности, как автопром, сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение, оборонно-­промышленный комплекс, железнодорожный транспорт. АО «Тяжмехпресс» является единственным машиностроительным предприятием России, где доля экспортной продукции в общем объеме товарной продукции составляет 70 процентов. Оборудованием марки «ТМП» располагают такие известные фирмы, как FIAT, RENAULT, PEUGEOT, TOYOTA, SAMSUNG, MITSUBISHI, KANEMATSU, TATA MOTORS и пр. А также множество других производителей компонентов для мировых брендов автомобильных фирм Германии, Франции, Италии, Индии, Китая, Японии, Южной Кореи. Оборудованием воронежского завода полностью оснащена крупнейшая кузница в Европе FORGES DE COURSELLES во Франции. Но сложность и уникальность оборудования, производимого на «ТМП», влияет на цикл работы предприятия. В зависимости от типа пресса производство его занимает от 8 месяцев до 2 лет.

— На сегодня предприятие загружено заказами примерно на два года вперед, а в нынешних реалиях это очень хороший показатель и с точки зрения экономики, и с точки зрения производства, — продолжил Алексей Коняев. — Но тот факт, что мы производим оборудование, которое по всему миру мало где выпускается, приводит к тому, что порой заказов поступает больше, чем мы можем произвести. И для того чтобы нарастить темпы производства, на предприятии нужно проводить глубокую модернизацию. И даже при условии наличия средств и сил это невозможно сделать одномоментно. Только на одно изготовление крупногабаритного механообрабатывающего оборудования, которое должно быть задействовано на нашем производстве, уйдет до 3 лет. Прибавить к этому время на транспортировку, установку, отладку, запуск и подготовку специалистов — и срок вырастет в разы. Однако постоянно и системно прорабатываются перспективные планы на обновление. И хотя не в самом ближайшем, но все же обозримом будущем «ТМП» сможет существенно нарастить темпы производства благодаря новому современному оборудованию.

Стоит отметить, что результаты расширения производства видны уже сейчас. Помимо того что завод имеет прочные позиции на мировом рынке в производстве непосредственно тяжелого кузнечно-­прессового оборудования, идет освоение и других видов продукции. К примеру, несколько лет осуществляется разработка и производство оборудования для строительной индустрии и вагонно­-колесных мастерских, а также изготовление кранов и крупногабаритных металлоконструкций. Особым спросом пользуется оборудование для производства автоклавного ячеистого бетона (АЯБ). Данное оборудование предназначается для создания производства АЯБ, а также при реконструкции на заводах силикатного кирпича либо для замены устаревших резательных машин на действующих предприятиях по выпуску изделий из АЯБ. АО «Тяжмехпресс» проводит работу по изготовлению подъемно­-транспортных машин и механизмов, портовые и мостовые краны, рудные перегружатели. Предприятие производит полностью автоматизированные комплексы для демонтажа и монтажа колесных пар железнодорожных вагонов.

— Помимо пути глубокой модернизации, для обеспечения улучшения и увеличения производства остро встает вопрос обеспечения кадрами, — продолжил Алексей Коняев. — На сегодня наличие большого количества оборудования с ручным управлением является существенной спецификой нашего производства. И если найти оператора на современный автоматизированный станок вполне реально, то для неавтоматизированных станков — уже проблемно. Поэтому на производстве поощряется освоение дополнительных специализаций. В силу загруженности заказами на предприятии приветствуется желание брать дополнительные рабочие часы. Причем не без гордости должен отметить: на «ТМП» один из самых высоких уровней доплат за такие часы переработки. Также идет приток, пускай пока недостаточный, новых, молодых кадров, но, к сожалению, нынешняя система образования выдает нам «полуфабрикаты». Эту проблему предприятие преодолевает старыми, проверенными методами наставничества, когда за ветераном закрепляется новый человек и тот перенимает его опыт. Наставники высоко ценятся и в обязательном порядке получают доплаты за наставничество. Обычно цикл такой подготовки составляет от 3 до 8 месяцев, в зависимости от сложности осваиваемой специализации. Ученики также получают неплохую «стипендию» за период обучения. Предприятие готово нести эти затраты, так как все вложения окупятся результативной работой. Также наше предприятие имеет договор с учебно­-производственным комбинатом, работает с другими различными учебными заведениями. Имея нынешний штат более чем из 700 сотрудников, мы продолжаем наращивать рабочий коллектив. Производство таких масштабов, как наше, всегда будет требовать высококвалифицированные кадры. Стоит отметить, что сегодня на предприятии есть недостаток людей средних лет, которые уже имеют опыт и полны сил и возможностей. В нашем коллективе много ветеранов, и в последнее время появился хороший приток молодых специалистов. Надеемся, что именно они станут той опорой, на которой будет держаться наше высокотехнологичное производство.

— Такое предприятие, как «ТМП», несмотря на все сложности, не может не идти вперед и не развиваться, — отметил директор по производству. — Внедрение элементов бережливого производства, тщательное планирование будущих шагов, улучшение качества и ускорение контроля в производственных циклах помогут выйти на новый, высокий уровень производства. Нисколько не жалею, что после большого перерыва я вернулся работать на одно из машиностроительных предприятий страны с особенной продукцией, причем в моем родном городе.

Константин ГРИШАЕВ