В рамках ХII Воронежского промышленного форума прошел круглый стол «Новые материалы. Современное состояние, направления и перспективы развития отрасли композитных материалов». Диалог вели лидеры отрасли и участники композитного движения, которое начинает широко разворачиваться в стране. Одним из основных организаторов и модератором мероприятия стал генеральный директор АО «ЦИС ВАК», директор дирекции технопарка ПАО «Ил» Алексей Родос.
Разработка производства и внедрения новых многофункциональных материалов является одним из приоритетных направлений Стратегии научно-технологического развития России, и на различных уровнях создаются условия для повышения эффективности и инвестиционной привлекательности композитной отрасли.
Московский государственный университет выступил с инициативой формирования комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла (КНТП) «Новые композитные материалы: технологии конструирования и производства».
О ходе этой работы, перспективах и инструментах развития отрасли рассказал сопредседатель рабочей группы по формированию композитного движения Виктор Авдеев, доктор химических наук, профессор, зав. кафедрой химических технологий и новых материалов химфака МГУ. Виктор Васильевич на протяжении нескольких десятилетий успешно занимается разработкой и внедрением новых многофункциональных материалов. Он также является председателем совета директоров группы компаний УНИХИМТЕК – стратегического партнера МГУ, генеральным директором им же созданного Института новых углеродных материалов и технологий (ИНУМиТ).
По словам спикера, готовящаяся по инициативе МГУ КНТП – это поле, на котором вместе будут действовать многие команды научно-технологических и образовательных организаций: МГУ, МГТУ им. Баумана, МАИ, Росатом, Ростех, НПО «Композит», Сколтех, Технологическая платформа «Национальная информационная спутниковая система», Воронежский ГТУ, ИНЭОС и другие. В структуре МГУ планируется организация института перспективного аэрокосмического и общепромышленного материаловедения. Предстоит реализовать и дополнить обширный набор компетенций. Проблему кадров позволит решить четырехуровневая система подготовки специалистов через взаимодействие различных образовательных учреждений: школ, классических университетов, технических университетов, колледжей. В подготовку специалистов экстра-класса будут вовлечены многие организации, в том числе ВГТУ.
Композитное движение в стране набирает силу. Росатом взял на себя создание производства углеродных волокон, в 2020 году заканчивается полный цикл строительства такого завода в Елабуге. По поручению президента организуется инновационный научно-технологический специализированный комплекс композитов в Тульской области – «Композитная долина».
Очень важно, что эта большая работа стартует не на пустом месте. Об опыте разработки новых материалов для аэрокосмического применения, накопленном одними из инициаторов развития композитного движения, рассказал Алексей Кепман, кандидат химических наук, заместитель генерального директора АО ИНУМиТ, генеральный директор ООО ИТЕКМА:
– В рамках ИНУМиТа мы уже более 16 лет работаем над этой тематикой, и для внедрения наших разработок три года назад организовали производственную компанию ИТЕКМА, располагающуюся на общей площадке предприятий группы УНИХИМТЭК, в которых сейчас работает более 700 человек. Мы ориентируемся в основном на материалы с заданными уникальными свойствами, в том числе для аэрокосмической отрасли, для условий эксплуатации от 200 до 500 градусов.
Наиболее значимым для нас сейчас является проект МС-21, где мы поставляем материалы для изготовления «черного крыла». За счет наших уникальных технических решений удалось избежать увеличения массы крыла при замене более прочного импортного волокна на отечественное. Под руководством КБ ПАО «Авиационный комплекс им. Ильюшина» совместно с ПАО «ВАСО» нами ведется работа по внедрению новых композитных материалов в конструкцию агрегатов механизации крыла ИЛ-114-300.
Есть у нас и разработки, которые уникальны на мировом уровне. Это полимерные композиты которые можно эксплуатировать при температурах выше 350 С. Для производства данных материалов, имеющих большой экспортный потенциал в этом году начнется строительство нового химического производства в Тульской области.
Сами воронежские самолетостроители внедряют композиты на своих машинах уже несколько десятилетий, начиная с легендарного ИЛ-86. О том, как это происходит сегодня, рассказал лауреат Государственной премии, заместитель технического директора, руководитель программы агрегатов и полимерных композиционных материалов ПАО ВАСО Виктор Соловьев:
– Для своей продукции мы делаем практически все сами. 90–100 изделий сегодня имеют полный заводской цикл изготовления. Помогает свой испытательный комплекс и, конечно, опыт, традиции.
Одна из главных текущих задач – снижение массы недавно взлетевшего новейшего транспортника ИЛ-112В. Для этого недостаточно просто заменить сотовые конструкции из алюминия на композитные, необходимо заново проектировать такие узлы и агрегаты с учетом свойств инновационных материалов. Именно на это сейчас направлены усилия воронежских участников проекта. Результатом этой работы, по словам Виктора Александровича, станет гарантированное снижение веса агрегатов на 20–25%.
Что касается обсуждаемой тематики, то ее на ВАСО считают одной из главных и воспринимают как обширное поле для совместной деятельности в рамках комплексной научно-технической программы.
При участии Министерства образования и ВГТУ на производственной базе ПАО ВАСО несколько лет назад был создан опытно-технологический комплекс по изготовлению композиционных заготовок, оснащенный новейшим оборудованием. Об использовании ВГТУ собственного участка и перспективах его развития рассказал Евгений Некравцев, кандидат технических наук, доцент кафедры самолетостроения, заведующий учебно-научной лабораторией «Авиакомпозит» и базового образовательно-научного производственного комплекса «Авиаперспектива» технического университета.
Оборудование, размещенное в лабораториях ВГТУ и на территории ВАСО, позволяет получать композитные материалы (в том числе двойного назначения) из различного рода волокон. За время существования структурного подразделения ВГТУ было проведено довольно большое количество научных исследований, их результаты находят практическое применение. Например, итогом совместной работы с ВАСО в рамках федеральной целевой программы стало внедрение автоматизированной выкладки элемента створки мотогондолы двигателя самолета ИЛ-76МД-90А, а также создание технических заданий на дальнейшую проработку технологии проектирования и изготовления элементов конструкции (тарельчатых корпусов) летательных аппаратов.
– Конечно, хотелось бы новых проектов, – отметил Евгений Николаевич.
И в этой связи воронежские работники базового технического вуза с надеждой всматриваются в горизонты комплексной программы.
Участники круглого стола выразили единодушную поддержку программы развития композитной отрасли, заинтересованность и готовность участвовать в этой работе.
Как резюмировал Виктор Авдеев:
– Композитному движению выпала большая удача, учитывая поддержку наших инициатив со стороны государства и бизнеса. Программа, которую мы сегодня обсуждали, просто обязывает нас очень серьезно подумать, как расширить компетенции и решить поставленную задачу. Мы должны воспользоваться этим шансом и смотреть вперед с оптимизмом, надеждой и активной работой.