ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Я никогда не занимался нелюбимым делом
Я никогда не занимался нелюбимым делом
Виктор Николаевич ШАПОШНИКОВ, генеральный директор ОАО «Агроэлектромаш», председатель совета директоров ассоциации инновационных организаций Воронежской области, кандидат технических наук.

Этот материал готовился к публикации, когда Виктор Николаевич Шапошников был здоров и полон планов на будущее. Но 10 сентября пришло страшное известие, и самым главным словом стало «НИКОГДА». Болезнь забрала замечательного человека. Эта статья — дань уважения и признательности редакции «Промышленных вестей». Светлая память Виктору Николаевичу Шапошникову.

Трудовые университеты Виктора Шапошникова начинались в конце 60­х на Воронежском заводе тяжелых механических прессов. Там он получил рабочую специальность расточника­координатчика и работал на станке до призыва в армию. А после увольнения в запас случилось то, что иначе, как знаком судьбы, не назовешь. Когда вчерашний рядовой срочной службы пришел устраиваться на родной завод, на проходной его остановили и стали вразумлять: мол, нужна заявка от начальника цеха, пропуск надо получить, пройти целую оформительскую процедуру...

— Я послушал, посмотрел на все это и пошел поступать в политех, — рассказывает Виктор Николаевич.

Да и мог ли быть другим выбор молодого человека, увлеченного с детства радиолюбительством и электротехникой? Ему, считай, на роду было написано стать электромехаником. И он им стал.

После окончания Воронежского политехнического института Виктор Шапошников преподавал на кафедре, учился в аспирантуре. В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Неустановившиеся режимы работы реактивных индукторных двигателей двойного питания». Он рос профессионально вместе со страной, ее научным и экономическим потенциалом.

— Воронеж тогда был крупнейшим в стране центром по электродвигателям малой мощности, — вспоминает Шапошников. — Все достижения СССР в космосе были связаны с нашим НПО «Энергия». На луноходе, например, использовались бесконтактные двигатели разработки Георгия Анатольевича Пархоменко, преподавателя ВГТУ, работавшего тогда начальником отдела «Энергии». Все электродвигатели, которые до сих пор применяются на космических аппаратах, — наши, воронежские. Заведующим базовой кафедрой у нас в политехе был генеральный директор НИИ электромеханики Эвальд Акимович Лодочников — уникальный человек, лауреат Государственной премии СССР, которую он получил за шаговые двигатели.

В эти научные поиски был активно вовлечен и Виктор Шапошников. По хоздоговору ВГТУ с Куйбышевскими ЦСКБ и заводом «Прогресс» он участвовал в создании систем имитации земной поверхности, необходимых для испытания и отработки на земле систем наблюдения спутников. С воронежскими электродвигателями запускались опытные образцы спутников. Наработанный в этой командировке материал лег в основу кандидатской диссертации Шапошникова.

С 1987 года он стал работать на кафедре в должности доцента.

Перемены лихих 90­х заставили Шапошникова, подобно многим его коллегам, круто поменять жизненный вектор. Сферой успешного развития тогда казалось производство, и он перешел на работу в «Автогенмаш». Входил в совет директоров и даже некоторое время его возглавлял. Но в 1994 году завод — самое благополучное на тот момент предприятие Воронежа — обанкротили. Начались поиски места для организации другого — собственного дела.

— В то время на заводе имени Калинина начиналось свертывание производства, — вспоминает Виктор Николаевич. — Мы с коллегой Игорем Макаровичем Палием, доцентом, арендовали один из пустовавших корпусов, где раньше выпускались товары народного потребления, и в 1996 году организовали предприятие «Агроэлектромаш». Поскольку в то время основной формой взаиморасчетов был бартер и можно было что­то получить от агропрома, начали выпускать продукцию сельхозназначения — элементы конвейерных линий навозоудаления, другое оборудование для ферм и сельхозорганизаций. Поэтому в названии предприятия появилась приставка «агро». А поскольку мы все электрики, была задумка также выпускать электротехническую продукцию. Это была та область, в которой мы хорошо разбирались.

Первый год был тяжелым, потому что молодое предприятие нащупывало свои возможности, к тому же приходилось работать в условиях неплатежей. Поначалу с предприятием расплачивались коровами, молоком, творогом, сметаной и т.д.

А потом стали производить большим тиражом запорно­пломбировочные устройства для железной дороги, причем каждый третий вагон в области шел с пломбой «Агроэлектромаша». Железная дорога платила исправно, предприятие заработало деньги и стало развиваться. Выкупили необходимые фонды, приобрели оборудование (сейчас здесь 50 станков с ЧПУ плюс обычные фрезерные, токарные и др.), стали вовремя выдавать аванс и зарплату, все социальные выплаты. Даже организовали турбазу в Анапе и бесплатно отправляли туда отдыхать своих работников.

Впоследствии выпускали оборудование для макаронного производства, осваивали много других востребованных позиций — около полутора сотен наименований продукции, от машин и оборудования до пластмассовых, резиновых и металлических изделий. В обязательном порядке были научные исследования и разработки, причем по мере становления предприятия их планка поднималась все выше.

— В течение последних шести лет периодически производим системы управления дизель­электрическими генераторами для военных, — рассказывает Виктор Николаевич. — Это наша собственная разработка, включающая элементы электроники и электромеханики. Были и разовые разработки достойного уровня, которые мы реализовали от идеи до создания на собственной производственной базе опытно­макетных образцов. Например, для новых типов ракетных двигателей изготавливали насосы для перекачки метанола и турбину для водородных двигателей на базе бесконтактных электрических машин.

Сегодня для сельского хозяйства «Агроэлектромаш» вопреки своему названию уже практически ничего не делает. Название осталось как бренд, признанный в деловом мире.

— Основное направление сейчас — выпуск продукции производственно­технического назначения, — комментирует стратегию Виктор Шапошников. — На открытый рынок практически не выходим. В основном промышленные предприятия заказывают нам комплектацию для своих изделий. Это Питер, Москва, Коломна, Курск... Главная ориентация — на машиностроение. Выпускаем также корпуса аппаратуры, в том числе для кабельного телевидения.

В «Агроэлектромаше» успешно сочетают научную и производственную деятельность. Сюда часто приходят люди, которые на пальцах объясняют, какое изделие им хотелось бы получить. А поскольку в классных конструкторах здесь нет недостатка, эти запросы и пожелания для них — открытая книга. Заказчика понимают с полуслова и быстро находят решение его проблем. К сторонним проектантам обращаться не приходится. При этом в активе «Агроэлектромаша» есть изделия, освоенные на самом передовом уровне. В том числе даже на том, который официальная наука пока не признает.

Динамика развития предприятия, по словам генерального директора, знакопеременная. Сложный период, связанный с кризисными явлениями, затянулся. Для структуры, полностью «заточенной» на производство, это особенно ощутимо. К примеру, один из заказчиков раньше львиную долю электродвигателей поставлял на Украину, в частности в Луганск. Сейчас объемы заказов уменьшились в два раза.

За три года коллектив сократился тоже почти вдвое. Тем не менее предприятие выживает. В последнее время стали появляться заказы от серьезных оборонных предприятий, что позволяет наращивать объемы. «Агроэлектромаш» также помогает выпускать продукцию воронежским заводам, например «Электросигналу», который входит в концерн «Созвездие».

Ключевой для любого профессионала вопрос: удалось ли себя реализовать в столь неординарных условиях? На него Виктор Николаевич отвечает так:

— Мне, считаю, в жизни повезло: я никогда не занимался нелюбимым делом. Способ зарабатывания денег и любимое дело всегда совпадали. А те изделия, которые мы выпускали, имеют самое прямое отношение к научной деятельности.

И далеко не случайно все эти годы именно на «Агроэлектромаше» действует кафедра электромеханики ВГТУ, где преподают такие признанные авторитеты, как ветеран вуза Георгий Пархоменко, научный руководитель лаборатории электромеханики Игорь Палий и, разумеется, сам Виктор Николаевич Шапошников, чей научно­педагогический стаж перевалил за 30 лет. У него опубликовано более 20 научных трудов, имеются авторские свидетельства на изобретения и патенты. Сфера научных интересов по­прежнему широка, он активно включен в общественную жизнь региона. Виктор Шапошников принимал непосредственное участие в создании технопарков и бизнес­инкубаторов в Воронежской области, руководил экспертной организацией в области энергетики, входит в состав Совета директоров промышленных предприятий Воронежа, участвует в работе комитета по научно­техническому и инновационному развитию ТПП Воронежской области. Он один из организаторов и руководителей ассоциации малых инновационных предприятий НП «Ассоциация «ВОРОНЕЖИНТЕХ», созданной на базе «Агроэлектромаша».

Что помогает Шапошникову достигать намеченных целей? По его мнению, интерес и стремление к прорыву, которые превосходят коммерческую составляющую.

К слову сказать, это, наверное, главная характерная черта многих практиков, организаторов производства его поколения, чьи предприятия создавались в тех же обстоятельствах, что и «Агроэлектромаш». То есть был инициатор, генератор идей, вокруг которого в смутное время экономического развала сплачивались соратники и единомышленники. И начиналось решение уравнений со многими неизвестными. Шапошников не отделяет себя от этой славной когорты и готов говорить о коллегах подолгу, с чувством особого уважения. О таких, как исполнительный директор НП «Ассоциация «ВОРОНЕЖИНТЕХ» Анатолий Алексеевич Грачев, глава ООО НПП «НФЛ» по выпуску электрических ламп и осветительного оборудования, выходец из НПО «Энергия» Александр Владимирович Новосельцев, гендиректор НПП «ОРТ» Валерий Михайлович Шишков... Энтузиасты, первопроходцы, на которых и сегодня многое держится. Всех их объединяет главная черта — стремление добиться прорыва. А большие деньги — это потом, не в них счастье. Кто­то, наверное, хмыкнет: «Романтики... Теоретики...» И будет неправ. За этими людьми и их коллективами — реальные дела, практические достижения. Можно только удивляться, как это им удалось. И признать старую истину, что решающее условие успеха не расположение звезд на небе и не шальная удача, а личность лидера, его профессионализм и одержимость поставленной целью. Чего Шапошникову, как и его коллегам, не занимать. Постперестроечные испытания на прочность такого руководителя не сломили, а только закалили и вооружили новым опытом. И сегодня это позволяет с уверенностью смотреть в будущее.

К этому следует прибавить и такие «несовременные» свойства его характера, как ответственность и доброжелательность во взаимоотношениях с подчиненными. Эти качества наряду с обязательным профессионализмом Виктор Николаевич считает «очень важным моментом». И это принято как закон на предприятии. Как­то на «Агроэлектромаш» пришел новый начальник производства — специалист с «Энергии». Начал осваиваться и вскоре поделился своими ощущениями:

— Что­то у вас здесь неправильно заведено. Не так, как обычно бывает на производстве.

Потом понял:

— А, вот в чем дело! У вас матом не ругаются...

Он даже попытался «исправить» ситуацию, но в коллективе дали понять, что сквернословить здесь не принято. Закон соблюдается неукоснительно. И, между прочим, производство от этого не страдает.

Что у «Агроэлектромаша» впереди? Завод осваивает новую номенклатуру, что позволяет надеяться на лучшее. Но, по словам генерального директора, все упирается в нехватку квалифицированных рабочих кадров. На предприятии столкнулись с тем, что наиболее талантливые рабочие, которых здесь сами готовили, направляя на учебу, получив высшее образование, сразу уходили в свой бизнес. Это проблема, которая должна решаться во всероссийском масштабе.

Раздражает также отсутствие стабильности.

— Ко всему можно приспособиться, даже к высоким налогам, — делится собственными выводами Виктор Шапошников. — Но когда некорректно меняются системные условия, в которых живет экономика, потери неизбежны. Свежий пример: НДС решено взимать не с реализации, а с отгрузки. А где же для этого промышленным предприятиям взять деньги! Нельзя же так грубо нарушать экономическую стабильность... Необходимо наличие двух факторов: чтобы условия игры не менялись и была надежда, что завтра будет лучше.