ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Обучение и производство: Единство целей
Обучение и производство: Единство целей
Последние годы остро стоит вопрос о подготовке квалифицированных кадров для работы на предприятиях. В сложившейся системе среднего профессионального и высшего образования, оказывается, сложно подготовить нужных специалистов. И даже имеющиеся в учебном плане практики порой не дают нужного результата. Многие предприятия восстанавливают в своих стенах системы подготовки кадров — корпоративное обучение, наставничество и дообучение молодых специалистов и рабочих. Однако и в самой системе образования есть возможность более качественной подготовки кадров для производства — это система дуального обучения. Именно этой актуальной теме 20 апреля 2017 года в Учебном центре профессиональных квалификаций в области радиоэлектроники Воронежского государственного промышленно­гуманитарного колледжа был посвящен семинар­практикум «Подготовка специалистов для высокотехнологичного производства на основе дуального образования».

Вработе семинара приняли участие первый заместитель генерального директора АО «ВЗПП­С» Александр Ровинский, начальник отдела организации предоставления профессионального образования департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Елена Гриднева и около 40 руководителей и заместителей руководителей профессиональных образовательных организаций Воронежской области.

Открыла семинар директор колледжа Людмила Анищева, выступив с докладом «Организация дуального обучения при подготовке специалистов для радио­электронного производства». Директор по обеспечению производства АО «ВЗПП­С» Сергей Чистяков рассказал о развитии производства изделий твердотельной электроники на предприятии и потребностях его кадрового обеспечения.

— Данный семинар проходит в соответствии с планом работы департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области и в рамках работы Совета директоров профессиональных образовательных организаций Воронежской области, — рассказала директор ВГПГК Людмила Анищева. — Тема выбрана не случайно, потому что на сегодняшний день дуальное обучение — это одна из форм реализации подготовки высококлассных специалистов. Поскольку ни один из сегодняшних федеральных государственных образовательных стандартов СПО не позволяет подготовить студентов так, чтобы они сразу же, без дообучения, принимались на работу на предприятия, то необходимы иные формы обучения, в частности дуальная форма. Поскольку освоение профессиональных компетенций невозможно без участия работодателя, нами уже на протяжении десяти лет выстраивается взаимовыгодное взаимодействие с социальным партнером колледжа — АО «ВЗПП­С». Все эти годы мы с нашим партнером ведем подготовку специалистов по направлению «Микро­
радиоэлектроника». Созданный нами в 2009 году учебный центр на базе предприятия сейчас трансформировался в Центр профессиональных квалификаций в области радиоэлектроники. Студенты буквально со 2 курса занимаются здесь, причем как теоретической, так и практической подготовкой. Этому помогает оборудование центра и его участка в цехе АО «ВЗПП­С», и то, что наши педагоги ежегодно проходят стажировку на базе данного предприятия, а также то, что в учебном процессе принимают участие наставники из ведущих специалистов завода. В этом­то и заключается смысл дуального обучения.

По­хорошему у каждого учебного заведения должен быть партнер от производства по каждому направлению подготовки студентов, чтобы система профессионального обучения как можно меньше работала «вхолостую».

В процессе семинара­практикума были проведены экскурсии по учебному центру профессиональных квалификаций в области радио­электроники и предприятию АО «ВЗПП­С». Заместитель директора по научно­методической работе ВГПГК Юрий Ащеулов и руководитель учебного центра профессиональных квалификаций в области радиоэлектроники Наталья Воронова познакомили руководителей образовательных учреждений с организацией дуального обучения в учебном центре. Были продемонстрированы учебно­производственные помещения по отработке элементов дуального обучения:

    лаборатория технологии и оборудования производства изделий твердотельной электроники;
    лаборатория радиотехники и радиотехнических цепей и сигналов;
    кабинеты инженерной графики и метрологии стандартизации и сертификации;
    электрорадиомонтажная мастерская;
    мастерская наладки и регулировки радиоэлектронной техники;
    лаборатория технологии и оборудования поверхностного монтажа и др.

— В России с декабря 2013 года в тринадцати пилотных регионах реализуется системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», — отметил заместитель директора ВГПГК по научно­методической работе Юрий Ащеулов. — Воронежская область, к сожалению, в этом проекте не участвовала. Но наш департамент образования поставил задачу перед несколькими профессиональными образовательными организациями по освоению технологий дуального обучения. За последний год к этой работе подключились и другие департаменты правительства Воронежской области — департамент промышленности и департамент аграрной политики. Департаментом промышленности Воронежской области создан отраслевой (наблюдательный) совет по подготовке кадров организаций промышленного комплекса, который ориентирует промышленные предприятия и профессиональные образовательные организации на внедрение дуального обучения. Наш колледж также активно включился в эту работу. 22 декабря 2016 года мы заключили договор о создании дуальной системы обучения с нашим давним партнером и работодателем АО «ВЗПП­С». Руководством предприятия предложение о налаживании дуального взаимодействия было сразу же принято и поддержано. Правда, на первом этапе возникали некоторые сложности. Ведь нужно было совместить график учебного процесса колледжа и рабочий график выпуска продукции предприятия. Совместная работа рабочих групп колледжа и завода привела к тому, что, несмотря на все сложности, мы с успехом интегрировали процессы обучения и производства и продолжаем развивать дуальную систему.

Директор по обеспечению производства АО «ВЗПП­С» С.Ю. Чистяков, начальник производства по ремонту и наладке технологического оборудования АО «ВЗПП­С» В.А. Сухарь продемонстрировали гостям организацию дуального обучения в производстве изделий твердотельной электроники непосредственно в цехах основного производства АО «ВЗПП­С». Был представлен используемый в дуальном обучении законченный цикл изготовления одного из электронных изделий в металлопластмассовом корпусе, используемые студентами учебно­производственные места и технологическое оборудование для отработки технологии дуального обучения.

— Дуальное обучение нужно нашей системе профессиональной подготовки, — поделился первый заместитель генерального директора АО «ВЗПП­С» Александр Ровинский. — Мало какое учебное заведение как среднего профессионального, так и высшего образования может позволить себе создать полноценный цех с технологическим оборудованием, тем более современным. А ведь выпускникам впоследствии придется работать на нем, и работа на установках требует определенных знаний, умений и компетенций, которые без практики получить невозможно. Студентам нужно двигаться вперед и получать не только теоретические, но и практические знания. Конечно, не все выпускники впоследствии пойдут работать по специальности, но я думаю, что заинтересованных в профессии молодых людей немало. И система дуального обучения поможет им лучше почувствовать и понять, что значит «работать на производстве».

В заключение семинара­практикума состоялся круглый стол «Освоение студентами профессиональных компетенций в условиях реального высокотехнологичного производства». По результатам семинара­практикума было принято решение обобщить опыт Воронежского государственного промышленно­гуманитарного колледжа и подготовить предложения по организации и развитию дуального обучения в виде рекомендаций для департамента образования, науки и молодежной политики и профессиональных образовательных организаций Воронежской области.

Константин Гришаев