ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Неразрывная связь
Неразрывная связь

Необходимость тесного взаимодействия между образованием и производством сегодня признают как учебные заведения, так и предприятия. Очевидно, что такой союз пойдет на пользу и тем и другим. При этом в плюсе окажутся и высшее образование, и экономика страны. Созданный на базе двух ведущих вузов области — ВГТУ и ВГАСУ — опорный технический университет планирует в обозримом будущем восстановить эту некогда утраченную связь и вывести ее на качественно новый уровень. О том, как вуз планирует укреплять сотрудничество с воронежскими предприятиями, нашей газете рассказал ректор опорного университета Сергей Александрович Колодяжный.

— Сергей Александрович, в современных экономических реалиях основная цель взаимодействия вуза и любого предприятия — это подготовка нужного специалиста и его быстрая адаптация к производственному процессу. Ваш вуз, можно сказать, стал пионером в налаживании сложной цепочки «университет — наука — реальный сектор экономики». Расскажите, пожалуйста, как это происходит на практике?

— Для начала хотелось бы отметить, что процесс обучения студента, подготовки молодого специалиста может и должен быть уникальным. Сегодня наш вуз обладает огромным научным потенциалом, имеет организационные и финансовые возможности для того, чтобы готовить кадры, что называется, «под заказ». Крупнейшие воронежские предприятия предоставляют нам заявки на обучающихся, мы же в соответствии с ними формируем учебные планы. Сам по себе учебный процесс в вузе достаточно гибок, и у нас есть возможность корректировать образовательную составляющую, подстраиваясь под работодателей. Например, на сегодняшний момент в работе с предприятиями у нас в вузе появилась даже отдельная должность — проректор по проектированию образовательных программ и инноваций. При этом обратите внимание: мы уходим сегодня не просто на работу с предприятиями — мы налаживаем проектную деятельность с организациями. Это означает, что каждое техническое задание, которое выдается предприятием вузу на совместные разработки, полностью не только модернизирует научную деятельность, но и усовершенствует учебный процесс. Получается такой взаимовыгодный альянс. Что касается учебного процесса, глубоко убежден, что он должен проходить на предприятии, потому что именно там и научная школа, и достижения, и уникальное оборудование.

— Но, если помимо лекций преподаватель должен заниматься активными научными исследованиями, нагрузка на профессорский состав возрастает?

— Нет, это не так! В так называемом проектном офисе, или, как мы говорим, научной роте, появляются штатные научные сотрудники, которые с утра до вечера занимаются только разработками инновационных продуктов. Это значит, что мы не увеличиваем нагрузку на преподавателя: напротив, он максимально отстраняется от учебных часов, занимается магистратурой, дипломными проектами, своими учениками в аспирантуре. При этом вуз старается «модернизировать» преподавателя как научного деятеля. Мы стремимся создать ему условия для максимально продолжительного и продуктивного в исследовательском плане нахождения на предприятии. Проектная бригада, или отряд, выезжает на целый день на производство, наблюдает и анализирует весь производственный цикл, а уже потом проводит необходимые исследования и разработки. Среди профессорско­преподавательского состава количество желающих участвовать в научно­проектной деятельности постоянно растет, и здесь не последнюю роль играет хорошая мотивация. Например, те преподаватели, которые хотят заниматься наукой, имеют возможность по итогам года получить прибавку к зарплате на 25 процентов больше, чем все остальные. А если будут успешно выполнены все показатели, преподаватель может получить премию в размере 100 процентов относительно своей заработной платы! Кроме того, 80 процентов в оценке эффективности работы профессорского состава сегодня — это именно научная составляющая.

Хотелось бы подчеркнуть, что созданием таких проектных бригад у нас в стране раньше никто не занимался — это абсолютно новое, уникальное направление. По сути, это целое научное подразделение, «вуз внутри вуза». Конечно, такой подход должен внести существенные коррективы в учебные планы, и уже с сентября этого года учебный процесс в опорном университете полностью обновится.

— В состав проектной бригады помимо профессоров входят и студенты, ведь так? Как вузу удается выстроить эффективную систему мотивации, для того чтобы и молодые люди стремились заниматься наукой?

— Сегодня мы с гордостью говорим о том, что студенты опорного университета заинтересованы заниматься наукой. У нас даже появилась отдельная графа в студенческом рейтинге: помимо достижений молодого человека в спортивной и культурно­массовой жизни вуза мы оцениваем его научную деятельность. А особо одаренных студентов, проявляющих инициативу в научных разработках, мотивируем с помощью материальных выплат. Согласитесь, прибавка к стипендии в районе 5–10 тысяч рублей весьма существенна для молодежи. Параллельно мы смотрим, что можно поменять в учебном процессе. Например, для тех студентов, которые участвуют в проектных бригадах, предоставляем индивидуальные учебные планы.

Кстати, зимняя сессия в вузе проходит под девизом повышения качества образования. Мы пошли на уникальный эксперимент — отменили так называемые допуски к экзаменам. То есть студенты отрабатывают сессию по мере готовности к экзаменам — неважно, сданы ли к этому моменту все зачеты или нет. Итоги этого нового подхода мы будем подводить как раз в феврале. Посмотрим, позволяет ли такая тактика улучшить качество образования. Я, в свою очередь, уверен, что открытость образовательного процесса даст положительный эффект.

Мы добиваемся того, чтобы 60 процентов поступающих к нам студентов были «целевиками». Но стоит отметить, что сегодня это уже не просто целевой набор. Не снижая требований по ЕГЭ, мы ставим задачу предприятиям поддерживать студентов какими­то бонусами, материальным поощрением, способствовать их дальнейшему трудоустройству, чтобы студент был заинтересован не только просто учиться, но и участвовать в научной работе.

— Дает ли создание опорного университета больше преимуществ в процессе подготовки специалистов для предприятий реального сектора экономики? Возможно, есть дополнительные бонусы в финансировании?

— Финансирование на создание научных проектных групп идет постоянно, с этим нет никаких проблем. Уже в феврале мы подведем некоторые итоги, проанализируем отчетность. И, безусловно, будем ставить перед собой цель — еще больше увеличить в текущем году научные показатели.

— Опорный университет сотрудничает со многими крупнейшими воронежскими предприятиями. Расскажите поподробнее, каков механизм этого взаимодействия?

— Например, у нас существует порядка 6 проектных групп, которые работают на базе корпорации НПО «РИФ». На сегодняшний день это, по сути, 6 отдельных кафедр, занимающихся той проблематикой, которую поставило перед нами это предприятие. Наши преподаватели активно взялись за работу, поскольку решение инновационной проблемы должно состояться в течение 4–5 месяцев. Сегодня под эти цели вуз выделяет специальный фонд средств — порядка 30 миллионов рублей. Хотелось бы особо отметить, что это не деньги НПО «РИФ»: вуз изыскивает свои средства, стимулирует работу профессорско­преподавательского состава, и только после решения задачи руководитель предприятия (в данном случае НПО «РИФ») начинает финансировать научные достижения. Деньги возвращаются в вуз, после чего опять же идут на науку. То есть вуз средства вложил, получил быстрый эффект, а затем в течение года­двух получает отдачу.

— Каковы ближайшие планы опорного университета в направлении сотрудничества с предприятиями?

— В настоящее время мы проводим внутри вуза конкурс научных разработок, а в ближайшее время в рамках университета выйдет уникальное научное издание «Вестник инновационных проектов». Его особенностью является то, что это будут не сухие тексты с формулами и расчетами, а статьи, направленные на простого обывателя. На мой взгляд, издание будет интересно и инвесторам. Кроме того, работаем сейчас над созданием еще трех координационных советов. Добавлю, что за последнее время на базе опорного университета прошли две крупные строительные выставки, которые позволили нам накопить опыт инновационных разработок. Уже в феврале на базе ВГТУ пройдет еще одна региональная выставка, на которой будут представлены предприятия политехнического профиля — это КБХА, «Созвездие», НПО «РИФ».

Сегодня у нас одна из научных рот студентов занимается разработкой полноценного кампуса опорного университета. Раньше мы уже защищали проект как «умная территория», вот теперь пытаемся шить для вуза ту «одежду», которая будет идеально к нему подходить.

Подводя итоги, можно сказать, что опорный университет сегодня становится зоной технического и инновационного прорыва. Вуз — это единый технопарк, некое связующее звено между образованием, наукой и производством. Хотел бы подчеркнуть, что мы будем рады, если промышленники станут еще больше нас «загружать» своими задачами. Если у предприятия есть какая­то проблема, решение которой требует научного подхода, приходите — мы ее, однозначно, решим. У нас есть колоссальный научный потенциал, который позволяет это сделать!

Интервью вела Ирина Ларина •