ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Молодые ученые ВГТУ провели испытания ракетного двигателя
Молодые ученые ВГТУ провели испытания ракетного двигателя
Коллектив молодых ученых Студенческого конструкторского бюро ракетно-космической техники Воронежского государственного технического университета при поддержке ООО НПП «ИнтерПолярис» разработал жидкостный ракетный двигатель малой тяги, работающий на компонентах керосина и кислорода. Двигатель полностью изготовлен с применением аддитивных технологий.

– В Студенческом конструкторском бюро ракетно-космической техники (СКБ РКТ) трудятся молодые ученые и студенты разных специальностей, – рассказывает его руководитель Татьяна Башарина. – Они принимают участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, проводимых кафедрой «Ракетные двигатели» ВГТУ и индустриальными партнерами в ракетно-космической, энергетической, машиностроительной и других отраслях промышленности. Сотрудники СКБ РКТ в процессе работы приобретают уникальные знания, профессиональные компетенции, навыки и практический опыт, позволяющие им в дальнейшем достойно трудоустроиться и строить карьеру.

Испытания проходили на специальном стенде кафедры А8 «Двигатели и энергоустановки летательных аппаратов» БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова. Разработанный молодыми воронежскими учеными ракетный двигатель успешно прошел весь комплекс испытаний, в том числе исследовательские и огневые, в ходе которых подтвердилась работоспособность двигателя с выходом на номинальный режим – давление в камере 55 атмосфер.

– Сначала были успешно проведены исследовательские испытания смесительных головок ракетного двигателя, подтверждена их работоспособность и качественная организация распыла компонентов топлива, – рассказывает заместитель заведующего кафедрой «Ракетные двигатели» ВГТУ Дмитрий Шматов. – Была проведена большая подготовительная работа по монтажу ракетного двигателя на огневой стенд. Далее по разработанной программе и методикам проведения огневых испытаний было осуществлено несколько успешных запусков на различных режимах. Программа испытаний выполнена в полном объеме.

Компоненты топлива подаются в камеру сгорания турбонасосным агрегатом, приводом которого является газогенератор, работающий на тех же компонентах топлива. В камере форсуночная головка распыляет компоненты топлива, далее происходит процесс их смешения и поджига. Газовая смесь из компонентов топлива сгорает, выбрасывается из сопла и создает тягу двигателя (реактивное движение).

Разработка молодых ученых станет базой для создания целого семейства двигательных установок. С их помощью можно будет создать различную ракетную технику, начиная от маршевых двигательных установок ракет-носителей сверхлегкого класса, заканчивая двигательной установкой разгонных блоков. Также ее можно использовать как вспомогательный двигатель в двигательных установках ракет более тяжелых классов.

Основное преимущество жидкостного ракетного двигателя — инновационная система охлаждения с регулируемыми пористыми структурами в охлаждающем тракте, интенсифицирующими процесс теплообмена. Такое техническое решение серьезно повышает ресурс и надежность двигательной установки. На систему охлаждения ракетного двигателя получен патент на изобретение.

Работы проводились за счет собственных средств ООО НПП «ИнтерПолярис», а также гранта от Фонда содействия инновациям и в рамках выполнения «Аванпроекта в области разработки конструкции (конструктивного облика) космического ракетного комплекса ракеты-носителя сверхлегкого класса», проводимого АНО «ЦЕНТР «АЭРОНЕТ».