ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Корпорация «РИФ»: люди дела
Корпорация «РИФ»: люди дела
В целях признания особого статуса педагогических работников и тех, кто ведет наставническую деятельность, 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. 20 апреля состоялось вручение региональных знаков отличия «Почетный наставник Воронежской области». На мероприятии присутствовали представители органов законодательной и исполнительной власти, работодатели, руководители областных и первичных профсоюзных организаций и, конечно же, лучшие наставники Воронежской области, которые удостоены высокой награды.

Третий год подряд происходит награждение знаком «Почетный наставник Воронежской области». В этом году один из семи работников предприятий реального сектора экономики региона, удостоенных данной награды, - Анатолий Коваленко, оператор станков с программным управлением четвертого разряда АО «РИФ». Мы договорились о встрече и были приятно удивлены, когда к нам пришел молодой человек, совсем не похожий на седовласого мастера в годах, как принято зачастую думать. И хотя мы часто бываем на промышленных предприятиях, но как-то не ожидали, что наставничество так помолодело, сработали определенные стереотипы.

Перехватив наш удивленный взгляд, Анатолий Коваленко тут же пояснил, что обучает молодых работников по профессии оператор станков с программным управлением с 2012 года.

- Сколько всего обучил, четно говоря, не помню. Не стояло такой задачи - считать, но только за последний год у меня было четыре ученика, - рассказал Анатолий Анатольевич. – Я работаю на предприятии с 2010 года, и за последние годы завод сильно изменился. В нашем цехе работает практически одна молодежь. Сотрудников ближе к шестидесяти – единицы.

Отметим, что первого ученика Анатолию Коваленко доверили в 2012 году. Он его хорошо помнит. Сам тогда еще остро ощущал свои первые шаги в профессию.

- На завод пришел в 2010 году после окончания Россошанского колледжа, - поясняет герой нашего номера. – Увидел приглашение на работу по телевизору и решил попробовать. Как видите, задержался, чему рад и о своем тогдашнем выборе не жалею. Сначала был учеником, работал на гидрорезке, фрезеровке. Затем меня назначили мастером, начальником смены. Но все же ушел в операторы, когда понял, что руководить – это не мое. Не лежит душа. Мне интереснее работать с металлом, видеть непосредственно результаты своего труда. Для меня это куда важнее. Да и материальная составляющая играет не последнюю роль. Сдельная оплата труда позволяет иметь хороший доход. Здесь все зависит от тебя.

При остром дефиците кадров в стране на «РИФе» приняли решение использовать не только все имеющиеся инструменты подготовки нужных специалистов, но и обучать людей самостоятельно, непосредственно на рабочих местах. При этом эффективным такая подготовка кадров стала во многом благодаря привлечению наставников. С их помощью быстрее происходит совершенствование трудовых навыков и адаптация к производству, а также данная система позволяет оперативно подготовить необходимое количество работников определенной специальности.

Согласитесь, каждый из нас хоть раз оказывался в роли новичка, и мы помним, как важно быстро войти в курс дела, как велика в первые дни работы потребность в получении нужной информации.

- Передать ученику знания о будущей профессии, специфике работы на конкретном рабочем месте, с которым я хорошо знаком, - это одна из моих задач, - рассказывает Анатолий Коваленко. - Вначале ученики проходят этап работы на ручных фрезерных станках, чтобы они смогли понять, что такое работа с металлом. Как говорится, почувствовать производственный дух. Спустя два месяца они приходят к нам в цех, и четыре месяца учатся у нас. Сначала приходится объяснять буквально каждый шаг, рассказывать, показывать. Потом постепенно отпускаешь ученика, так сказать, в свободное плавание и только контролируешь его. Мои ученики все разные. Были и такие, которые уходили, не могли сдать экзамен и пройти аттестацию. За каждого по-своему переживаешь. Есть более хваткие и способные, они уже через два месяца в состоянии самостоятельно изготавливать изделия.

На заводе мы узнали, что некоторые из учеников Анатолия Коваленко смогли вырасти по карьерной лестнице. Так, Кузьмичев Евгений Алексеевич стал начальником цеха.

- Я пришел на завод в конце 2012 года. Анатолий учил меня азам работы на станках с ЧПУ, - делится воспоминаниями Евгений Алексеевич. - Доходчиво и подробно все объяснял. Никогда не отказывал в помощи. Впрочем, это было тогда, и осталось по сей день. Внимательно выслушает, вникнет и поможет. С любыми вопросами можно обращаться: и производственными, и личными, человеческими. После того, как я начал работать самостоятельно, было время, когда мы трудились за одним станком только в разные смены. Не было случая, чтобы мы друг друга подвели. Комфортно было с ним работать. Даже уходя в отпуск просили, чтобы нашу пару не разбивали.

Путь у Евгения Алексеевича от ученика до начальника цеха был недолгим, всего лишь чуть больше четырех лет. Сказались и наставления Анатолия Коваленко, и личностные качества Евгения Алексеевича. Да и кадровая политика предприятия позволяет молодым инициативным сотрудникам проявлять себя, раскрывать и реализовывать свой потенциал и занимать лидирующие позиции.

- Мне очень нравится наш завод. И тем, что не стоим на месте, а постоянно развиваемся, и тем, что если у тебя есть стремление к чему-то, тебе обязательно помогут, - продолжает Евгений Алексеевич. - К примеру, работаешь ты на станке, а хочешь пойти в технологи, препоны ставить не будут. Хотя после ухода может оголиться определенный производственный участок. Всегда ищется и, что важно, находится оптимальное решение и для человека, и для производства. Во многом это зависит от нашего директора Иванова Александра Сергеевича. Он всегда приветствует инициативу и стремление к развитию.

Да и судьба наставника Анатолия Коваленко, теперь уже Почетного, лучшее тому подтверждение. Не так давно на предприятии ему предложили продолжить образование в Воронежском техническом университете.

- Я уже учусь на третьем курсе. Не заметил, как время пролетело, - рассказывает Анатолий Анатольевич. - На заводе, наверное, увидели, что мне это интересно, вот и направили. После окончания колледжа родители хотели, чтобы я продолжил учиться. Но мне совестливо было брать деньги у них за обучение. А потом все как-то не получалось. Женился, дети появились. Сын серьезно увлекается футболом, у него это хорошо получается, тренеры хвалят. Дочь любит танцевать, рисовать. Творческая натура.

Интересно, что со своей будущей женой Анатолий Коваленко познакомился на заводе. Именно она оформляла его при поступлении на работу. И вот уже более десяти лет вместе.

И все же мы пытаемся докопаться до истины, и выяснить, что побуждает нашего героя вновь и вновь брать учеников. Он очень буднично отвечает:
- Чувство долга. Я уверен, что это надо делать. Ведь процесс обучение взаимный. Я их учу, они меня. Знаете, как в том анекдоте: уже сам все понял, пока объяснял. Иногда в процессе обучения раскрываются некоторые нюансы. Тонкости в работе дело сложное, приходят только с опытом. А без этой глубины профессию досконально не освоишь. Я просто занимаюсь своим делом. А награды и поощрения – это дополнительный приятный бонус.