ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

15.11.2016
КБХА
КБХА: амбициозные проекты на все времена
КБХА: амбициозные проекты на все времена
13 октября воронежскому предприятию с мировым статусом — Конструкторскому бюро химавтоматики — исполнилось 75 лет. Его роль в освоении космоса и создании ракетно­ядерного щита нашей Родины бесценна. На счету КБХА свыше шестидесяти разработанных жидкостных ракетных двигателей, половина из которых пошла в серийное производство и позволила решить исторические задачи с емкой маркировкой «впервые в мире». Трудно представить себе эти успехи, если знать, что первоначально коллектив, образованный в 1941 году, насчитывал всего 29 человек. О том, чем живёт сегодня легендарное предприятие и какие строит планы на будущее, мы беседуем с исполнительным директором АО КБХА Алексеем Камышевым.

— Алексей Васильевич, какие заказы у предприятия в приоритете?

— На протяжении многих лет КБХА специализируется на разработке жидкостных ракетных двигателей для ракет различного назначения. Очевидно, что сейчас мы продолжаем ориентироваться на выполнение заказов по основной тематике, которая служит интересам государства в освоении космоса и укреплении обороноспособности, а для нашего предприятия является основным источником финансирования.

Одним из ключевых направлений деятельности остается изготовление товарных двигателей 14Д23 для поставок головному заказчику — Ракетно­космическому центру «Прогресс» в Самаре. Эти двигатели используются в составе ракет­носителей «Союз­2.1б» и «Союз­2.1в», стартующих с российских космодромов, а также в составе ракеты «Союз­СТБ», запуски которой осуществляются по совместному российско­французскому проекту с космодрома Куру во Французской Гвиане. Двигатель 14Д23 обладает рекордным удельным импульсом тяги (экономичностью) среди всех кислородно­керосиновых двигателей в мире и обеспечивает высокие энергетические характеристики модернизированных ракет­носителей семейства «Союз­2». Поэтому у нас есть уверенность, что он будет востребован в обозримом будущем отечественной ракетно­космической отраслью, а также представлять большой интерес для зарубежных заказчиков на мировом рынке средств выведения.

Среди других двигателей КБХА, недавно начавших полеты в составе российских ракет, можно назвать двигатели РД0124А и 14Д24 для ракет­носителей «Ангара» и «Союз­2.1в». Двигатель РД0124А в составе верхних ступеней РН «Ангара» головного разработчика ГКНПЦ им. М.В. Хруничева совершил два успешных полета в 2014 году. Мы надеемся, что количество заказов по этой теме будет увеличиваться в ближайшие годы. Двигатель 14Д24 в составе первой ступени легкой ракеты «Союз­2.1в» тоже совершил два первых полета — в 2013 и 2015 годах. С учетом интенсивного развития микроспутников легкие ракеты, подобные «Союзу­2.1в», должны занять свою прочную нишу на рынке пусковых услуг. Это значит, что и наша техника будет востребована.

Еще одним важным направлением деятельности является конструкторское сопровождение серийного изготовления ракетных двигателей разработки КБХА для ракет­носителей «Союз» и «Протон­М». На третьих ступенях «Союзов» используется наш проверенный временем двигатель РД0 110. Эта ракета сегодня обеспечивает все отечественные пилотируемые запуски к Международной космической станции, доставку грузовых кораблей «Прогресс» на МКС, запуски искусственных спутников. В составе ракеты­носителя «Протон­М» наши двигатели на второй и третьей ступенях обеспечивают вывод в космос тяжелых спутников, элементов орбитальных станций, запуск межпланетных экспедиций. В частности, 19 октября до Марса добралась межпланетная беспилотная экспедиция «ЭкзоМарс­2016», которая в 2016 году была выведена на околоземную орбиту как раз ракетой «Протон­М».

Важно отметить, что КБХА занимается не только обеспечением эксплуатации уже созданных двигателей. В рамках утвержденной новой федеральной космической программы наше предприятие приступает к выполнению работ по перспективным научно­исследовательским и опытно­конструкторским работам, которые, будучи подкреплены соответствующим финансированием из средств федерального бюджета, также находятся в приоритете нашего развития.

— Мы все с замиранием сердца наблюдали, как ракета «Союз­2.1а» успешно стартовала с первого гражданского космодрома «Восточный» 28 апреля. Двигатель к ней — РД0110 разработали в КБХА. Как шла работа над его созданием?

— Двигатель РД0110 был разработан на нашем предприятии еще в 60­е годы прошлого века. Он эксплуатируется в составе ракет­носителей «Союз» разработки ракетно­космического центра «Прогресс» уже не одно десятилетие и зарекомендовал себя в качестве надежного двигателя. Недаром сейчас все космонавты, как российские, так и зарубежные, летают на Международную космическую станцию при помощи этого двигателя. Поэтому в плане подготовки ракеты к пуску у наших специалистов, которые работали здесь на предприятии и присутствовали на космодроме «Восточный», каких­то затруднений или неожиданностей не было. Конечно, новая инфраструктура космодрома, сделанного по последнему слову техники, была отчасти непривычна. Но та же башня обслуживания, накатывающаяся на ракету на стартовой площадке, для наших работников не в новинку — аналогичная используется на экваториальном космодроме Куру во Французской Гвиане, где мы также принимаем участие в запусках ракет семейства «Союз».

Для ракетного двигателя РД0 110, как и для ракеты «Союз», прошедший пуск с нового российского космодрома стал знаковым. Дело в том, что «Восточный» стал после Байконура, Плесецка и Куру четвертым космодромом мира, с которого стартуют «Союзы». Представьте себе, наш воронежский двигатель обеспечивает пуски отечественных ракет с Дальнего Востока, жаркого зарубежного экватора, сурового севера в Архангельской области и из ставших родными казахстанских степей Байконура. Такой географии пусков, пожалуй, нет ни у одной космической ракеты в мире. А с началом эксплуатации с «Восточного» ракет «Союз­2–1б» аналогичной географией пусков сможет похвастать и наш новый двигатель 14Д23.

— Ракетные двигатели, которые вы разрабатывали с середины 50­х годов для ракет «Луна», «Восток», «Союз», «Протон» и других, используются сейчас в ракетостроении?

— Двигатели для ракет «Луна» и «Восток», обеспечивших в свое время решение исторических задач, таких как первые в мире полеты к Луне, облет и фотографирование ее обратной стороны, запуск первого космонавта планеты Юрия Гагарина и последующие одиночные пилотируемые пуски, сегодня уже ушли на заслуженный отдых и не используются. Что касается двигателей для ракет «Союз» и «Протон», они до сих пор востребованы, причем не только отечественной ракетно­космической отраслью, но и международным рынком пусковых услуг. В частности, на наших двигателях в составе РН «Союз» к Международной космической станции отправляются все американские и европейские астронавты, а ракета «Протон­М» обеспечивает немало коммерческих пусков космических аппаратов в интересах зарубежных заказчиков. Важно не прерывать эти традиции и своевременно предлагать рынку новые конкурентоспособные двигатели, на что и нацелен сейчас наш коллектив.

— В это непростое время удается заниматься научно­исследовательской работой?

— Без научно­исследовательских работ на перспективу нельзя представить себе ни одно полноценное КБ, претендующее на передовые позиции в мире. В наступившем XXI веке наш коллектив сделал большой задел на будущее, потенциал которого еще только предстоит раскрыть. Это, в частности, успешный опыт разработки высокоэффективных жидкостных ракетных двигателей на кислороде и водороде — мы в России, пожалуй, единственные, кто сохранил водородное производство и экспериментальную базу для создания подобной техники. При этом мы совершенствуем предыдущие наработки. Так, в частности, наш новый двигатель РД0146Д, предназначенный для разгонных блоков и верхних ступеней РН, впервые в России спроектирован по высоконадежной безгенераторной схеме. Среди других перспективных разработок, ждущих своего времени, можно назвать гиперзвуковой прямоточный воздушно­реактивный двигатель (гиперзвуковые технологии вызывают все больший интерес не только в России, но и за рубежом), ракетный двигатель с кольцевой камерой сгорания и тарельчатым соплом, аналогов которому в мире, пожалуй, не найдется, трехкомпонентный двигатель, двигатели с изменяемым критическим сечением. С 2013 года у нас успешно идут работы по созданию электроракетных двигателей, которые имеют большие перспективы при освоении дальнего космоса. В рамках утвержденной Федеральной космической программы уже известно, что мы займемся созданием нового кислородно­метанового ракетного двигателя. Метан в качестве компонента ракетного топлива сегодня выглядит весьма привлекательно. Это касается и развитой инфраструктуры его производства, транспортировки, и дешевизны, и относительной простоты в эксплуатации.

Научно­исследовательские работы у нас идут не только применительно к конструктивным, схемным решениям в ракетных двигателях, используемым компонентам топлива, но и в части отработки новых технологий их производства, которые будут способны кардинально снизить время подготовки производства, вероятность брака и одновременно повысить производительность труда и качество создаваемой продукции.

— КБХА по­прежнему представляет интерес для зарубежных партнеров?

— Этот интерес остается стабильным на протяжении всех последних лет. Мы его видим не только со стороны европейских и американских заказчиков, с которыми за последние годы уже реализован ряд успешных проектов, но и со стороны азиатских партнеров, например в Китае. В последние годы КБХА успешно осуществляло работы с итальянской компанией AVIO по созданию кислородно­метанового ракетного двигателя LM­10MIRA для модернизированного варианта европейской ракеты «Вега». На стендовой базе КБХА была проведена серия успешных испытаний двигателя, однако изменившаяся политическая обстановка затормозила проект, в котором в первую очередь были заинтересованы сами европейские партнеры. Сейчас мы ищем способы выхода на азиатский рынок. С первого по шестое ноября в составе делегации Роскосмоса представляем продукцию нашего предприятия в Китае. Но задача при этом не в том, чтобы любыми способами получить заказы. Пока мы видим, что азиатские партнеры нацелены на приобретение наших технологий создания ракетных двигателей, многие из которых уникальны и пока не могут быть повторены за рубежом. Наша задача — заинтересовать азиатских партнеров в приобретении товарной продукции без передачи технологий. Если такая заинтересованность у них возникнет, то КБХА будет что предложить зарубежным партнерам.

— Существует достойная смена поколений среди конструкторов высшего звена?

— За прошедшие полгода в КБХА прошла оптимизация персонала. Нацелена она была в том числе и на омоложение кадров. Если говорить о высшем звене, то сегодня за реализацию научно­исследовательских и опытно­конструкторских работ у нас отвечает опытный и зрелый главный конструктор Виктор Дмитриевич Горохов. Он пользуется большим уважением среди коллег по отрасли, у предприятий­головников.

Чтобы среди инженерно­технического персонала сохранялась преемственность, мы поддерживаем и совсем молодых сотрудников, которые через несколько лет смогут встать в кадровый резерв на замещение руководящих должностей. В частности, инициативная группа молодых инженеров­конструкторов под руководством Павла Дронова несколько лет назад начала разработку электроракетных двигателей в КБХА. Сейчас мы проводим уже огневые испытания такой техники. Ребята за короткое время накопили большой опыт создания инновационной техники и располагают хорошими перспективами профессионального роста.

Сейчас главными поставщиками инженерных кадров для нас являются вузы Воронежа: ВГУ, ВГТУ. Поэтому мы намерены активно взаимодействовать с ними, чтобы талантливая молодежь находила достойное применение своему научно­техническому потенциалу.

— КБХА — участник всех отечественных пилотируемых программ освоения космоса. Какие направления в этой сфере интересны и востребованы заказчиком?

— Наше предприятие продолжает осуществлять конструкторское сопровождение серийного изготовления двигателей для ракет­носителей «Союз», на которых летают космонавты к Международной космической станции. Но уже сейчас понятно, что пилотируемая космонавтика должна развиваться дальше. Будет ли это связано с освоением Луны или Марса — решат ученые. Но в любом случае КБХА готово работать над двигателями для осуществления этих амбициозных проектов. Мало кто знает, но в советское время на нашем предприятии был успешно создан двигатель для лунного посадочного модуля Н1­Л3, который должен был доставить советских космонавтов на Луну. К сожалению, проект ракеты Н1 был закрыт, но КБХА показало свои способности создавать подобную технику. Уверяю вас, эти навыки сейчас не утрачены.

Справка. В конце 50-х годов по заказу главного конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королева в КБХА разработали ракетный двигатель для третьей ступени космической ракеты «Луна». С помощью этого двигателя впервые в мире была достигнута вторая космическая скорость — 11,2 километра в секунду и осуществлены первые запуски космических аппаратов к Луне. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил свой исторический полет в космос. Специалисты КБХА создали ракетный двигатель для третьей ступени знаменитой гагаринской ракеты «Восток».

Справка. Космос — это лишь часть работ для коллектива КБХА. Долгие годы предприятие обеспечивает создание двигателей для межконтинентальных баллистических ракет. Среди них ракеты Р-9А, РС-10, РС-18 «Стилет», РС-20 «Сатана», «Воевода», РСМ-54 «Синева». Многие из этих ракет продолжают нести боевое дежурство, обеспечивая ракетно-ядерный щит нашей страны.