ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

Кадры для промышленности: опыт КБХА
Кадры для промышленности: опыт КБХА
В Конструкторском бюро химавтоматики завершено формирование многоуровневой системы профориентации и подготовки квалифицированных кадров по рабочим и инженерным специальностям, востребованным как на самом предприятии, так и в воронежской промышленности в целом.

Опираясь на богатый опыт советской школы профессиональной подготовки и лучшие современные практики, представители предприятия в качестве начального уровня взяли школьный возраст. Так, благодаря взаимным договоренностям КБХА и департамента образования Воронежской области несколько лет назад на базе воронежской средней образовательной школы № 72 им. Ю.В. Лукьянчикова появился «Ракетный класс». В виде факультативных занятий в нем для интересующихся детей проводят уроки и мастер­-классы ведущие специалисты предприятия. Класс объединяет школьников, студентов кафедры технологии машиностроения Воронежского государственного технического университета, курирующих группы и организующих работы для школьников, преподавателей вуза и представителей КБХА, которые проводят занятия и помогают в организации экспериментов. Таким образом, уже на начальном этапе профессиональной ориентации ребенка выстраивается вся цепочка его будущей карьеры: школа — вуз — производство. Познакомиться со спецификой ракетного двигателестроения могут не только учащиеся «Ракетного класса», но и все воронежские школьники: ежегодно более тысячи детей из разных школ посещают выставочный центр и музей боевой и трудовой славы КБХА, где знакомятся с историей отечественной космонавтики, спецификой работы современных инженеров-­конструкторов.

Вторым уровнем профессиональной ориентации и подготовки стало развитие и укрепление сотрудничества со средними специальными учебными заведениями: Воронежским политехническим техникумом, Воронежским авиационным техникумом им. В.П. Чкалова и др. Здесь также работа выстраивается не для галочки, а с максимальной пользой для детей. В конце 2022 года в КБХА прошел конкурс профессионального мастерства среди молодых работников «КБХАSkills», созданный по аналогу мирового конкурса профессионального мастерства. Несмотря на название, в нем приняли участие не только сотрудники предприятия, но и учащиеся профильных средних специальных учебных заведений Воронежа и Нововоронежа. Выполняя конкурсные задания на оборудовании КБХА, подростки не только постарались показать свои навыки, полученные в ходе обучения, но и максимально погрузились в производственную атмосферу промышленного предприятия.

Марина Кочеткова, председатель цикловой методической комиссии по неразрушающему контролю Нововоронежского политехнического колледжа: — С учащимися нашего колледжа мы впервые не просто побывали в КБХА, но и вообще принимали участие в подобного рода конкурсах профессионального мастерства. Дети первый раз увидели, как применяется на практике радиографический контроль, соприкоснулись с будущей профессией. Несмотря на ограниченное время для выполнения конкурсного задания, участники от КБХА объясняли нашим ребятам, как работает оборудование, в чем смысл выполнения тех или иных действий. Это дорогого стоит.

В дополнение к этой работе КБХА одним из первых в регионе в 2021 году завершил создание собственного учебного центра, предназначенного для подготовки, переподготовки и повышения квалификации по востребованным рабочим специальностям.

Благодаря полученной лицензии на ведение образовательной деятельности непосредственно на предприятии проводится обучение групп с дальнейшей выдачей документов о профессиональном образовании государственного образца.

Заместитель директора по персоналу и социальной политике КБХА Константин Фомин:

— Многие промышленные предприятия сегодня сталкиваются с нехваткой высококвалифицированных рабочих. Созданный у нас учебный центр позволяет оперативно осуществлять переподготовку кадровых сотрудников предприятия под востребованные профессии, напрямую привязать эту переподготовку к специфике нашей отрасли и используемого оборудования и сделать более гибким кадровое планирование. Здесь же могут проходить обучение и вновь нанимаемые рабочие.

Третьим важным уровнем системы является вузовское образование и подготовка инженерных кадров. Сближая науку и производство, КБХА подписало с Воронежским государственным университетом дорожную карту сотрудничества, в соответствии с которой в вузе на математическом факультете была открыта профильная лаборатория для подготовки инженеров­расчетчиков, которые обеспечивают проведение математических расчетных работ и моделирование процессов при создании ракетных двигателей.

Еще более масштабное сотрудничество налажено с Воронежским государственным техническим университетом, где действуют две базовые для предприятия кафедры: «Ракетные двигатели» и «Технологии машиностроения». Ежегодно на них готовят десятки студентов­целевиков под нужды предприятия. В конце января 2023 года на рабочей встрече руководства КБХА с ректором ВГТУ Дмитрием Проскуриным была подписана расширенная дорожная карта, включающая в себя комплекс мер по совершенствованию взаимодействия в рамках образовательных программ, реализуемых на этих кафедрах.

Вышло КБХА и на московский уровень: опробует модель подготовки целевиков под свои потребности в прославленном МГТУ им. Баумана. Так возвращается замечательная советская практика, которую внедряли еще руководители КБХА и ВМЗ Косберг и Абрамов, когда зазывали в Воронеж лучшие молодые инженерные кадры из московских вузов.

Наконец, завершает комплексную систему профподготовки продуманная система адаптации молодых рабочих и инженеров на производстве. Для этого на предприятии ряд заслуженных и опытных работников получили официальный статус наставника с доплатами за подготовку молодежи. Также действуют льготы и меры материальной поддержки для самих молодых работников: доплаты в первые годы работы, материальная помощь при вступлении в брак, рождении детей, компенсация части выплачиваемых процентов по ипотеке и др.

При этом большое значение приобретает подготовка кадрового резерва на руководящие должности.

Начальник отдела обучения, подготовки и развития персонала КБХА Олег Горбатых:

— Динамично меняющиеся условия в экономике страны требуют от нас оперативности в адаптации. Учитывая растущие производственные планы и дефицит готовых специалистов на рынке труда, мы выделили направления опережающей подготовки и работы с кадровым резервом как одни из самых приоритетных. Особое внимание этому вопросу уделяется и со стороны руководства предприятия.

Наглядным результатом эффективности комплексной системы профориентации становятся жизненные истории самой молодежи.

Илья Барруху, инженер­технолог цеха № 735:

— Определенную роль в выборе моей профессии сыграло обучение в «Ракетном классе», который функционирует в школе № 72. Во время занятий к нам часто приходили сотрудники КБХА, непосредственно связанные с производством: операторы станков с ЧПУ, технологи, конструкторы. Их рассказы о работе, о роли предприятия в истории отечественной космонавтики заинтересовали тогда немало ребят.

Впервые на предприятие я попал, когда учился еще в 11 классе. Нас тогда пригласили посетить выставочный центр КБХА и поближе познакомиться с его историей. Во время экскурсии нам рассказали о наборе на целевое обучение в ВГТУ. Мне всегда нравились физика, математика. Поэтому после обсуждения с родителями и заключения договора с предприятием я поступил на кафедру «Технологии машиностроения».

Со второго курса у нас началось более тесное взаимодействие с предприятием. Мы здесь проходили практику, в ходе которой нам показали цеха, станки, готовую продукцию. Увидев производственные процессы вживую, я заинтересовался выбранным направлением деятельности еще больше. На третьем курсе уже большая часть обучения у нас проходила в КБХА, а с четвертого у меня появилась возможность совмещать учебу с работой инженером­технологом в цехе. Сейчас я продолжаю знакомиться с особенностями моей работы и выполняю различные задачи под руководством наставника — начальника технологического бюро Натальи Ковалевой.

В ближайших планах у меня хорошо закрыть сессию, а также написать диплом на тему разработки технологического процесса с последующей его защитой. Далее буду поступать в магистратуру, а в сентябре планирую прийти на предприятие уже как дипломированный специалист.