ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Новости

80 лет достойной жизни
80 лет достойной жизни
Святослав Дмитриевич Кретов — один из представителей славной когорты руководителей предприятий электронного комплекса Воронежской области, в 70­е — 80­е годы прошлого века, стоявший у истоков освоения производства отечественной видеотехники.

Его формирование как специалиста и организатора производства проходило на заводе Воронежского НИИ полупроводникового машиностроения — практически единственного в отрасли разработчика прецизионной аналитической аппаратуры контроля параметров изделий и технологических сред.
Сюда Святослав Кретов пришел в 1967 году молодым специалистом, окончив Воронежский политехнический институт по специальности «Полупроводниковое и электровакуумное машиностроение», и прошел незаменимую школу профессионального роста. Инженер отдела, мастер, руководитель участка прецизионной (высокоточной) мехобработки, старший инженер цеха — таким было введение в профессию, без которого невозможно становление настоящего специалиста и руководителя. Тогда же ему довелось в самом первом приближении приобщиться на цеховом уровне к совершенно новому для воронежских электронщиков, захватывающе интересному делу — начинавшейся разработке и изготовлению опытных образцов видеотехники. Едва прикоснувшись к нему, Святослав Кретов отчетливо понял, что этой работе он готов посвятить себя полностью. И такая возможность вскоре представилась: в 1971 году его назначили начальником отдела 55, которому предстояло специализироваться на разработке видеотехники, в том числе бытовой.

Это было удивительное время дерзаний, надежд и свершений. Первые отечественные видеомагнитофоны разрабатывались и выпускались небольшими партиями на различных предприятиях страны еще с начала 60­х годов, однако крупносерийного производства в СССР не было. Тогдашний генеральный директор НТО «Электроника» — директор ВЗПП Владислав Колесников одним из приоритетов деятельности предприятия определил участие в решении актуальной задачи массового выпуска техники четвертого поколения. Воронежские электронщики продвинулись к этой цели дальше других и сумели доказать свое право быть первопроходцами в ее реализации.

— В 1972 году состоялось совещание у председателя Совета Министров СССР Косыгина, посвященное организации разработки и массового выпуска видеомагнитофонов, — вспоминает Святослав Кретов. — В нем участвовали Владислав Колесников (уже в ранге первого замминистра электронной промышленности), директор НИИ ПМ Константин Лаврентьев, группа воронежских специалистов, среди которых был и я, руководители ряда министерств. Алексей Николаевич ознакомился с нашей программой организации выпуска видеотехники и дал ей добро. Итогом совещания стало постановление Совета Министров о новом направлении в разработке бытовой видеозаписывающей аппаратуры, вышедшее в 1972 году. Вот с этого уровня мы и стартовали.

Правительственный документ на бумаге не остался. Видеомагнитофон — исключительно наукоемкое изделие, сочетавшее в себе электронику и точную механику. Высокие стандарты его качества задавали ведущие мировые производители — корпорации Sony, Filips, Grundig. Понятно, что становление нового производства не могло быть простым. Поэтому к подготовке выпуска видеомагнитофонов была подключена знаменитая «оборонная девятка» — группа крупнейших в стране министерств, которым поручалось создать новые материалы, новые комплектующие, специальное оборудование. Был задействован большой круг хозяйственных структур в союзных республиках — Киеве, Вильнюсе, Ташкенте.

— В результате нам удалось создать необходимую базу для выпуска этой продукции, — подытоживает краткий экскурс в историю вопроса Святослав Дмитриевич. — На базе НИИ ПМ впервые в ССР были разработаны и освоены в серийном производстве бытовые видеомагнитофоны серии «Электроника­видео»», предназначенные для записи с портативной видеокамеры или телевизора черно­белой или цветной видеоинформации на магнитную ленту одновременно со звуковым сопровождением и воспроизведением на экране любого телевизора.

Развитие новой отрасли регионального, да, наверное, и союзного электронного комплекса шло стремительно. Уже в 1972 году была выпущена опытная партия из 100 портативных и стационарных видеомагнитофонов ВМС­1. Параллельно велась разработка носимого и переносного аппаратов. Тогда же начато строительство цеха по изготовлению видеомагнитофонов, введенного в строй в 1973 году. В 1974 год предприятие представило опытный цветной кассетный аппарат, который по своим техническим данным не уступал продукции мировых «законодателей моды» видеотехники. Уязвимым местом отечественной продукции оставалось качество ее изготовления. Но и эта проблема решалась настойчивыми усилиями коллектива производства:

— Мы шли постепенно, по шагу создавая новую технику, разрабатывая необходимое оборудование, технологии, которых раньше не было. У нас был цех качества, где проверялись все комплектующие и готовая продукция — видеомагнитофоны.
Задача освоения конкурентоспособной продукции решалась системно, для чего создавались необходимые условия как на государственном уровне, так и непосредственно на местах. Отдел видеотехники был расширен до отделения, в 1976 году Кретов назначен и.о. замдиректора НИИ ПМ по разработке и производству бытовой видеотехники, а в 1980­м — директором строящегося на базе НИИ ПМ завода «Видеофон» — начальником ОКБ. С вводом в строй в 1986 году этого объекта стал серийно производиться хорошо известный воронежцам видеомагнитофон ВМ­12.

Следующей важной страницей в истории «Видеофона» «тало строительство нового производственного комплекса предприятия в районе Отрожки. Этот современный корпус был построен в 1989 году финской компанией ХАКА и оснащен передовой техникой японского и южнокорейского производства для серийного выпуска сложной бытовой радиоэлектронной аппаратуры.
— Здесь было предусмотрено все, что необходимо для производства и проведения испытаний образцов в самостоятельном, автономном режиме. Мы все делали здесь сами. Организовали производство двигателей, электронных блоков, практически всей механики. Это был замкнутый цикл...
Окидывая взглядом все, что связано с историей создания и освоения выпуска воронежской видеотехники, Святослав Дмитриевич оценивает его как лучшую пору поисков дерзаний и настоящих прорывов. Да, десятилетиями живя в условиях политической и экономической изоляции, под прессом различных эмбарго, делавших невозможными нормальные научно­технический обмен и взаимовыгодные экономические связи, мы, конечно, отставали в производстве многих видов инновационной продукции, в развитии передовых отраслей производства. И все же новаторский дух и пытливый поиск никогда не иссякал в поколениях наших ученых, инженеров, командиров производства, в рабочей среде.

— Ведь самое интересное — это что? — спрашивает Кретов.
И отвечает:
— Создавать новое! А для руководителя — «заразить» этим стремлением людей, чтобы они так же, как и ты, увлеклись и работали с полной отдачей. Так и было. Все горели стремлением создать достойный видеомагнитофон в России. Наши люди ночевали на работе, чтобы компания встала вровень с конкурентами. И мы все время за ними подтягивались, наверстывали отставание.
Главная ставка делалась на командную работу. Неважно, кто ты по должности — важен твой вклад. Министр, державший работу под личным контролем, наставлял руководство НИИ ПМ:
— Если вы желаете выпускать классную технику, а не гвозди, то находите общий язык с высококлассными специалистами, которые способны это делать.

Конкретно имелся в виду слесарь­-лекальщик Василий Михайлович Жеребцов. Он умел делать, кажется, сам абсолютно все. А вот характер у него был непростой. Поэтому руководству приходилось в чем­то к нему подстраиваться, чтобы ненароком не обидеть. Да и как иначе!

— Была, скажем, такая задача, — иллюстрирует примером Святослав Дмитриевич. — Получить тонкую проволоку сечением 30 мк, чтобы ее подпаивать на схему. Для этого расплавленный металл должен был выдавливаться поршнем через специальное отверстие в дне стакана. Так вот Жеребцов сделал это отверстие не по центру, а сместил его в место соединения дна и стенки цилиндра. Это решение вызвало вопросы у инженеров, а слесарь­лекальщик по своему обыкновению в объяснения вдаваться не хотел. Пришлось консультироваться у ученых. И оказалось, что наш слесарь поступил абсолютно правильно, с учетом литейных и пластических свойств сплава, его жидкотекучести. Он интуитивно понял, что в данном случае надо принимать во внимание не только законы механики. Ведь согласно физической теории пассивности сплав должен выходить там, где для этого требуется минимальная нагрузка. Как же с такими гуру не считаться! Поневоле свое самолюбие подальше запрячешь.
Вообще, в интересах дела Кретов многим готов поступиться. Признается, что бывает вспыльчив, но, если неправ, всегда готов принести извинения. Главное, чтобы коллеги и подчиненные были «заряжены» на хорошую работу и держали данное слово. Сам он, естественно, такой заряженностью обладает. Иначе, говорит, не был бы директором, и не было бы достигнутых результатов.
Самому ему многое дало общение с «отцом» идеи освоения выпуска отечественных видеомагнитофонов Владиславом Григорьевичем Колесниковым, генеральным директором НПО «Электроника», а затем министром электронной промышленности СССР, Героем Социалистического Труда. В Советском Союзе не было подобного опыта, поэтому вместе с министром Кретову довелось побывать в Японии, в Южной Корее, Германии, где они знакомились с организацией производства, передовыми технологиями. Очень благодарен он и тогдашнему главному инженеру НПО «Электроника» Ивану Егоровичу Лобову: без его поддержки начинавшему руководителю трудно было бы охватить весь комплекс проблем организации нового производства.

Вот это сложение усилий многих людей и факторов в конечном счете увенчалось вводом в строй современнейшего предприятия «Видеофон». Казалось бы, оно было обречено на успех, и успех вполне заслуженный. Тем более, что устойчивый потребительский спрос на видеомагнитофоны серии ВМ­12 был предприятию обеспечен, а в начале 90­х годов здесь совместно с компанией Samsung массово изготавливались аппараты «Электроника­ Samsung ВМЦ 8220» и «ВМ 1230». Однако в этот период российская экономика оказалась под воздействием многих факторов, далеко не только рыночных. Для «Видеофона», по словам Святослава Кретова, самым тяжелым ударом, оказался разрыв экономических связей, которым сопровождался распад Советского Союза:

— Кооперация рассыпалась, и в 1996 году нам пришлось переориентироваться на выпуск цветных телевизоров. Сначала это была несложная модель, затем нашли серьезных инвесторов, и с 1999 года начали производить телевизоры «Рубин», а затем «Rolsen».
Предприятие стало выпускать до миллиона телевизионных приемников в год, и вышло в число крупнейших производителей самой современной телевизионной техники, и было единственным, где она производилась по полному технологическому циклу. Конкурентоспособная продукция «Видеофона» экспортировалась в страны ближнего зарубежья и в Европу.

В 2005 году и это производство пришлось прекратить, потому что на смену кинескопным телевизорам пришли плоские. Для их изготовления необходимы другая технология, комплектация, специальное оборудование, а инвесторы «Видеофона» оказались не готовы к необходимым крупным капитальным вложениям. Завод, предназначенный для выпуска высокотехнологичной продукции, был вынужден заняться сдачей большей части производственных площадей в аренду, в основном под склады. В разное время здесь и хлеб выпекали, и грузы различные хранили, художественной ковкой занимались, и мебель делали... Уцелевшее производство пластмассовых изделий сегодня выпускает не детали для телевизоров, а продукцию, востребованную строителями — полимерные ливнеприемники, водоотводные лотки и т.д.

Приносит ли удовлетворение работа в нынешних условиях? Не раздражает ли нынешний статус одного из флагманов электронной промышленности? Вопреки ожиданию генеральный директор отвечает философски:
— Любое время, оно где­то положительное, где­то отрицательное. Какие­то положительные возможности есть и сегодня. Удовлетворение получаешь, когда то, что запланировано, выполняется. А раздражает больше всего воровство. Миллиарды уходят на сторону, и это нередко замалчивается. Вот свежий пример (берет газету. — ред.): у вкладчиков одного из банков его бывшими руководителями похищено более 7 млрд рублей и 118 млн долларов. Это может не раздражать нормального человека?
Большая часть основных производственных фондов на «Видеофоне» сохранена, при необходимости здесь можно организовать любое производство. Не является фатальным, по мнению генерального директора, и кадровый вопрос. А самое главное, есть славная история предприятия, никуда не делись ее носители — те, кто организовывал уникальное производство, двигал вперед развитие, на собственном опыте убеждался в безграничности собственных возможностей. При определенных условиях этот ресурс может быть активирован, и, можно не сомневаться, результаты не разочаруют.

4 ноября Святославу Дмитриевичу исполнилось 80 лет. Друзья и соратники поздравляют юбиляра.
Желаем, чтобы душевное тепло и радость всегда были с Вами. Пусть здоровье будет надежной опорой, поддержка и любовь родственников и друзей — постоянной и искренней. Долгих счастливых и радостных лет жизни!